Русские наследники Котлера

Рынки
Москва, 23.10.2000
«Эксперт» №40 (252)
Наши маркетологи готовы побороться с западными сетями за 10-20 миллионов долларов, которые придут на рынок в следующем году

На исследование рынка в мире ежегодно тратятся миллиарды долларов. Например, в 1998 году, по данным Европейского общества по изучению общественного мнения и маркетинговых исследований (ESOMAR), на это было израсходовано 13,4 млрд долларов, причем мировой рынок маркетинговых исследований в среднем растет на 10% в год.

В России в 1998 году емкость рынка маркетинговых исследований составила 36 млн долларов. Цифра, прямо скажем, скромная, даже с учетом кризиса. Однако ESOMAR полагает, что в 2001 году в нашей стране на маркетинг ожидается ажиотажный спрос. Специалисты объясняют это тем, что отечественная экономика растет, бизнес оправился от последствий "черного августа" и готов к выводу на рынок новых продуктов.

Согласны с оценкой ESOMAR и другие эксперты. По разным прогнозам, в ближайшие год-полтора отечественный рынок маркетинговых услуг вырастет на 30-50%. Отчасти рост обеспечат транснациональные корпорации, увеличивающие свои маркетинговые бюджеты, но главный вклад внесут отечественные производители и торговцы, которые захотят развить свой посткризисный успех в отвоевывании у иностранцев различных сегментов российского потребительского рынка.

Мы из ВЦИОМа

Первоначально отечественный рынок маркетинговых исследований был ориентирован не на российского предпринимателя, а на западные компании. Транснациональным корпорациям, пришедшим в Россию, нужна была любая информация о незнакомой стране, и они готовы были платить за нее приличные деньги, поэтому вслед за международными потребительскими брэндами к нам сразу же потянулись именитые маркетинговые агентства.

В начале 90-х в России открыли свои офисы лидеры исследовательской отрасли - американская компания ACNielsen, немецкая GfK и финская Gallup Media. ACNielsen - самое крупное маркетинговое агентство в мире с оборотом в полтора миллиарда долларов в год. Нильсеновская потребительская панель (набор граждан, являющихся платными информаторами агентства) состоит из 116 тыс. семей, проживающих в 15 странах. ACNielsen владеет еще и торговой панелью в 65 странах, в которую входят 150 тыс. магазинов. GfK входит в десятку крупнейших маркетинговых агентств. Ее потребительская панель состоит в общей сложности из 230 тыс. человек. Кроме того, немецкая GfK содержит торговую панель из магазинов, специализирующихся на продажах электробытовых приборов. Помимо этих игроков на российском рынке вскоре появилась еще и MEMRMB, американо-кипрская компания, принадлежащая сети Information Resource, пятой по своему обороту маркетинговой компании в мире.

Добывать информацию на непрозрачном российском рынке оказалось нелегко. Иностранцы просто пасовали в ситуации, когда компании держат в тайне объемы своих продаж, а респонденты-покупатели отказываются говорить правду о своих доходах. Поэтому вслед за транснационалами подзаработать на новой услуге решили и новоиспеченные отечественные маркетологи, считающие, что они лучше разберутся в местной специфике. Первыми в этой роли выступили социологи и психологи, что было вполне естеств

У партнеров

    «Эксперт»
    №40 (252) 23 октября 2000
    ВПК
    Содержание:
    На улице Правды
    Реклама