Сейшн во дворце

23 октября 2000, 00:00

В Москве с полным аншлагом прошел второй блюзовый фестиваль Efes Pilsener. Несмотря на то что имена участников были практически неизвестны рядовому любителю блюза, зал Дворца молодежи три дня подряд был набит под завязку - никто не хотел упустить редкую возможность послушать живьем настоящий черный блюз. Оккупировали даже технический балкон второго этажа, с высоты которого под конец представления открывалось совершенно безумное зрелище: пары вполне солидного возраста лихо отплясывали на скамейках чуть пошире гимнастического бревна, а самые неистовые блюзовые фанаты отбивали дробь ногами прямо на столах, сняв с себя последние рубахи и оголив далекие от совершенства торсы.

Открывали фестиваль "Братья Холмсы" из Нью-Йорка. Типичный soul на два или на три голоса довольно долго раскачивал публику. И только услышав простые ритмы кантри, стоявшие перед сценой слушатели преодолели скованность, толпа поддалась зову и начала потихоньку приплясывать. Дальше уже все шло по законам дискотеки.

Ансамблю Лила Брайана, пожалуй, больше бы подошло окружение этно-рокового фестиваля: он исполнял в фанковом стиле редкую не только для российского слушателя музыку зайдекоу (zydeco) - в ней культура первых французских поселенцев Луизианы переплелась с негритянскими и индейскими традициями. В музыке зайдекоу оказалось немало забавного сходства с кавказской лезгинкой, хотя солирующий аккордеон сочетался с рэббордом (rabboard) - инструментом, представляющим собой нечто среднее между бронежилетом и стиральной доской, по которой с отчаянным драйвом скребут консервными ножами. В целом шоу получилось даже слишком убойным.

Но истинные любители блюза не поддались на уловки фолк-фанка и дожидались своего часа. Он пробил, когда на сцену вышли блюз-бэнд "Плохие новости" (The Bad News Blues Band) и его лидер Длинный Джон Хантер (Long John Hunter). Грянул энергичный техасский блюз, в котором дуэт трубы и тенор-саксофона настолько четко поддерживал сольные фрагменты вокала и гитары, что общая картина звучания походила на идеально сложенный puzzle. Признанный "король западнотехасского блюза" через год разменяет восьмой десяток, но энергии дедушке не занимать. Именно его тягучий, неспешный блюз со свингующим соло гитары раскачал публику до состояния настоящего сейшна. Народ, не в силах удержаться от искушения, стал импровизировать свой собственный блюз - кто криком, кто блюзовой нотой, кто скэтом, кто целой фразой. Такое случается не часто.