Центральный избирательный комитет Белоруссии признал состоявшимися прошедшие в республике выборы депутатов палаты представителей белорусского парламента. По данным Центризбиркома, в выборах приняло участие 60,6% избирателей. В большей части избирательных округов, где один из кандидатов набрал более 50% голосов, выборы ограничатся первым туром. Второй тур выборов назначен на 29 октября.
Незадолго до дня голосования ряд оппозиционных объединений - Белорусский народный фронт, Объединенная гражданская партия, Белорусская социал-демократическая партия - призвали граждан бойкотировать выборы. Однако сорвать их не удалось. Выборы признаны несостоявшимися в связи с недостаточной явкой избирателей лишь в некоторых округах Минска, где баллотировались наиболее известные лидеры оппозиции. В сельских районах страны явка превышала 70%.
Теперь оппозиция обвиняет власти в подтасовке результатов голосования. А проживающий в Литве председатель белорусского Верховного совета тринадцатого созыва Семен Шарецкий заявил, что "в условиях пророссийского, шовинистического, а в отношении белорусского народа, по сущности, оккупационного режима нельзя провести никаких демократических выборов", и призвал создать в Белоруссии "временное правительство народного доверия" из лидеров оппозиции.
Итоги выборов отказались признать и на Западе. Пресс-служба американского госдепартамента распространила заявление, в котором говорится, что США будут и впредь "признавать демократично избранный Верховный совет тринадцатого созыва как легитимный парламент Белоруссии". Белорусские официальные лица не остаются в долгу, обвиняя американских чиновников в "грязных провокациях" и угрожая подать на них в суд. Что же касается ОБСЕ, то ее представители еще до проведения выборов объявили их недемократичными и отказались даже направить в Белоруссию стандартную группу наблюдателей. Однако многие европейские государства, несмотря на жесткую позицию ОБСЕ, склонны оценивать белорусские выборы позитивно. Так, глава делегации наблюдателей от итальянского парламента Анджело Сантори остался вполне доволен ходом выборов и заявил, что итальянские парламентарии, возможно, будут лоббировать признание нового парламента в международных организациях. Благоприятным для белорусских властей было мнение польских наблюдателей.
Твердую поддержку Белоруссия получила и со стороны Москвы. Российский МИД признал результаты выборов, отметив, что "имевшие место отдельные нарушения не должны ставить под сомнение их общие итоги". В заявлении МИД по поводу выборов в Белоруссии также осуждается позиция ОБСЕ, названная "политизированной", "предвзятой" и направленной на международную изоляцию Белоруссии. Депутаты Государственной думы, присутствовавшие на выборах в качестве наблюдателей, признали выборы соответствующими всем международным стандартам. По словам главы думского комитета по делам СНГ Бориса Пастухова, "технические накладки" в ходе выборов устранялись по первому требованию, и представители избирательных комиссий предоставляли депутатам любую информацию. Российские парламентарии категорически не согласны с оценкой выборов, данной ОБСЕ, по их выражению, "с позиции диктата".
В связи с выборами в Белоруссии некоторые российские обозреватели говорят о вероятности дальнейшего развития событий по "югославскому варианту", с акциями протеста и дальнейшим уходом Александра Лукашенко в отставку. Однако оснований для таких прогнозов немного. Белорусская оппозиция давно продемонстрировала свою полную неспособность "вывести народ на улицы". Даже в марше под лозунгами бойкота выборов, который оппозиционеры провели в Минске накануне дня голосования, несмотря на отсутствие милиции, приняло участие гораздо меньше их сторонников, чем ожидали сами организаторы, - две тысячи человек вместо десяти.
Кроме того, едва ли белорусской оппозиции удастся в ближайшем будущем сформировать единый антипрезидентский фронт, подобный тому, который возник в Югославии. Между различными оппозиционными партиями слишком много разногласий. В частности, демократическая оппозиция, в целом поддерживающая политику объединения с Россией, не может найти общий язык с Белорусским народным фронтом, эту политику жестко осуждающим. Лидерам оппозиции не удалось выработать единую позицию даже по вопросу бойкота выборов: белорусское "Яблоко" отказалось поддержать бойкот, осознав, видимо, его бесперспективность.