Третий путь

Культура
Москва, 23.10.2000
«Эксперт» №40 (252)
Совет по кинематографии хочет создать "общество борьбы за российское кино"

Статистика знает все. В ее многобайтовой памяти хранятся среди прочего и любопытнейшие знания о том, что в 1999 году в России появилось 39 игровых картин, не считая телесериалов (и это только те картины, которые прошли государственную регистрацию). А также о том, что на эти самые картины было потрачено 183,5 млн рублей из бюджета плюс 125,9 млн рублей из внебюджетных источников.

Где же эти фильмы? - спросит налогоплательщик и будет прав. Ну "Сибирского цирюльника" многие посмотрели, ну про "Восемь с половиной долларов" хотя бы в газете прочитали, но вот что такое "Век мой, зверь мой" режиссера Аветикова, "Черный жемчуг" Николая Соловцова, новая версия "Карьеры Артуро Уи" Бориса Бланка (старую-то еще никто не видел)?

Некоторые названия снятых на государственные денежки фильмов не известны не то чтобы кинообщественности, но даже кинокритике, которая преданно смотрит даже самую последнюю ерунду на кинофестивалях.

А виной всему все та же пресловутая разрушенная киносеть. Ну никак не берут наши фильмы к себе (за весьма редким исключением) новые, на частные денежки отремонтированные кинотеатры и кинопрокатные фирмы. Не берут, потому что знают - это неминуемое разорение.

Кинопрокат сегодня - дело выгодное. Угадаешь правильный фильм - прибыль во много раз превысит затраты на покупку прав (пример - "Танцующая в темноте" Ларса фон Триера). Но даже прокатчики живут еще не настолько хорошо, чтобы заниматься благотворительностью.

Прокат фильма со средним зрительским потенциалом, то есть приличного отечественного фильма, приносит в среднем 10-30 тыс. долларов, а тратится на этот средний фильм в среднем 800 тыс. долларов. Тут снова налогоплательщик с вопросом: "Может, нам вообще фильмы не снимать?"

Госкино (будем называть его этим привычным словом, хотя теперь оно именуется Советом по кинематографии при Министерстве культуры России) осмыслило три варианта выхода из сложившейся ситуации.

В теории можно, например, запустить систему налогов и сборов, то есть прокатчиков западного кино обложить налогами в пользу прокатчиков российского кино. Но на практике это малореально, так как противоречит общей идеологии экономического развития страны. Да к тому же негоже портить развивающийся бизнес.

Второй вариант - ввести квотирование, навязать прокатчикам западного кино кино российское. Как говорится, в нагрузку, в пропорции 1:1. Результат - см. вариант 1.

"Третий путь - создать что-нибудь самим, - говорит председатель Госкино Александр Голутва. - Нужно построить систему государственного кинопроката, чтобы зарабатывать самим. Мы хотим создать АО 'Кинопрокат' на базе существующих государственных предприятий. Попросить краткосрочные кредиты и у государства, и у частных инвесторов, дать гарантии по этим кредитам. Нет задачи создать государственный прокат. Он все равно проиграет в борьбе с частным. Но сначала нужно сделать именно госпрокат. Из государственного он станет смешанно-государственным. А потом, когда изменится ситуация на рынке, может быть, кто-то его полностью прива

У партнеров

    «Эксперт»
    №40 (252) 23 октября 2000
    ВПК
    Содержание:
    На улице Правды
    Реклама