Третий путь

Михаил Курбатов
23 октября 2000, 00:00

Совет по кинематографии хочет создать "общество борьбы за российское кино"

Статистика знает все. В ее многобайтовой памяти хранятся среди прочего и любопытнейшие знания о том, что в 1999 году в России появилось 39 игровых картин, не считая телесериалов (и это только те картины, которые прошли государственную регистрацию). А также о том, что на эти самые картины было потрачено 183,5 млн рублей из бюджета плюс 125,9 млн рублей из внебюджетных источников.

Где же эти фильмы? - спросит налогоплательщик и будет прав. Ну "Сибирского цирюльника" многие посмотрели, ну про "Восемь с половиной долларов" хотя бы в газете прочитали, но вот что такое "Век мой, зверь мой" режиссера Аветикова, "Черный жемчуг" Николая Соловцова, новая версия "Карьеры Артуро Уи" Бориса Бланка (старую-то еще никто не видел)?

Некоторые названия снятых на государственные денежки фильмов не известны не то чтобы кинообщественности, но даже кинокритике, которая преданно смотрит даже самую последнюю ерунду на кинофестивалях.

А виной всему все та же пресловутая разрушенная киносеть. Ну никак не берут наши фильмы к себе (за весьма редким исключением) новые, на частные денежки отремонтированные кинотеатры и кинопрокатные фирмы. Не берут, потому что знают - это неминуемое разорение.

Кинопрокат сегодня - дело выгодное. Угадаешь правильный фильм - прибыль во много раз превысит затраты на покупку прав (пример - "Танцующая в темноте" Ларса фон Триера). Но даже прокатчики живут еще не настолько хорошо, чтобы заниматься благотворительностью.

Прокат фильма со средним зрительским потенциалом, то есть приличного отечественного фильма, приносит в среднем 10-30 тыс. долларов, а тратится на этот средний фильм в среднем 800 тыс. долларов. Тут снова налогоплательщик с вопросом: "Может, нам вообще фильмы не снимать?"

Госкино (будем называть его этим привычным словом, хотя теперь оно именуется Советом по кинематографии при Министерстве культуры России) осмыслило три варианта выхода из сложившейся ситуации.

В теории можно, например, запустить систему налогов и сборов, то есть прокатчиков западного кино обложить налогами в пользу прокатчиков российского кино. Но на практике это малореально, так как противоречит общей идеологии экономического развития страны. Да к тому же негоже портить развивающийся бизнес.

Второй вариант - ввести квотирование, навязать прокатчикам западного кино кино российское. Как говорится, в нагрузку, в пропорции 1:1. Результат - см. вариант 1.

"Третий путь - создать что-нибудь самим, - говорит председатель Госкино Александр Голутва. - Нужно построить систему государственного кинопроката, чтобы зарабатывать самим. Мы хотим создать АО 'Кинопрокат' на базе существующих государственных предприятий. Попросить краткосрочные кредиты и у государства, и у частных инвесторов, дать гарантии по этим кредитам. Нет задачи создать государственный прокат. Он все равно проиграет в борьбе с частным. Но сначала нужно сделать именно госпрокат. Из государственного он станет смешанно-государственным. А потом, когда изменится ситуация на рынке, может быть, кто-то его полностью приватизирует".

По предварительным прикидкам, в новую прокатную сеть войдут 90 кинотеатров по всей России. Их насытят отечественными картинами, а заодно и зарубежными ("Это не только для того, чтобы деньги зарабатывать. Для прокатной политики репертуар должен быть разнообразным", - утверждает руководитель проекта Виктор Глухов). Выручку от их проката приплюсуют к производственному бюджету новых картин. Кроме того, Госкино наконец-то собирается предложить создателям фильмов, получающих господдержку, возвращать обратно часть прибыли в зависимости от размера затраченных государственных средств. То есть 50% сметы получил - 50% прибыли верни.

В теории предложение Госкино очень правильное и уже обкатанное. Еще Александр Ханжонков, первый российский кинопредприниматель, в начале века с этого же начинал - и развилась вся наша могущественная кинематография благодаря французским кинокартинам, которые Ханжонков покупал и за денежки желающим показывал.

Только вот на практике весь кинопрокатный рынок уже поделен, и московские прокатчики конкурируют между собой уже на стадии синопсиса той или иной картины. Так что вклиниться в эту компанию не просто. "Будем конкурировать на нормальных коммерческих условиях, - говорит Виктор Глухов. - Все же мы - компания, которая обладает своей сетью и государственными гарантиями. У нас будет электронная система билетов для подсчета как зрителей, так и средств. То есть мы в состоянии более точно, более правдиво показывать результаты проката той или иной картины. Будем работать по законам рынка, исключая всякое квотирование, налогообложение и прочее".

А что же российское кино, за которое и конкурировать ни с кем не надо? Бери его сколько хочешь и прокатывай. Только если раньше его никто не смотрел, почему, появись эта сеть, - смотреть станут? "Будем стимулировать создание нормальных картин", - утверждает Виктор Глухов. Хорошая идея. Простимулировали, например, "Брата-2". На прибыль от этого "Брата" уже сейчас можно снять хоть "Брата-3", хоть "Карьеру Артуро Уи. Новейшую версию". Только вот "Брат" этот - частная инициатива продюсера Сергея Сельянова и режиссера Алексея Балабанова, и ему и без прокатной сети хорошо. Что же до остальных, то ни одна российская картина за последние два года не принесла ни копейки прибыли. Так что для начала предстоит решить основной вопрос кинематографии - что такое эти "нормальные" картины.