Россию зовут на Ближний Восток

30 октября 2000, 00:00

Российский президент Владимир Путин заметно активизировал свои посреднические усилия в нынешнем конфликте между израильтянами и палестинцами. На протяжении прошлой недели он несколько раз говорил по телефону как с премьер-министром Израиля Эхудом Бараком, так и с лидером Палестинской автономии Ясиром Арафатом. А министр иностранных дел РФ Игорь Иванов заявил о своей готовности в любой момент вернуться на Ближний Восток и вновь, как и две недели назад, осуществить очередной раунд "челночной дипломатии".

Кремль и МИД РФ активизировались на ближневосточном направлении не столько под воздействием резкой критики, которой они были подвергнуты в центральных СМИ из-за отсутствия России на саммите в Шарм-аш-Шейхе две недели назад, сколько по причине провала договоренностей, достигнутых там при посредничестве президента США Билла Клинтона. В результате Барак и Арафат почти одновременно призвали других возможных посредников - Евросоюз и Россию - активнее вовлекаться в миротворческий процесс. Причем если палестинцы считают, что мировое общественное мнение главным образом уже на их стороне и прилагать дополнительные усилия в этом плане нет нужды, то израильтяне стараются довести до российского руководства свое понимание причин нынешней вспышки насилия.

Из Израиля в Москву на прошлой неделе прибыли сразу три высокопоставленных эмиссара - спецпредставитель премьер-министра Роман Бронфман и министр регионального сотрудничества Шимон Перес, а также формально отставной, но фактически один из наиболее популярных в Израиле политиков Биньямин Нетаньяху. Главная мысль, которую они стремились донести до российских политиков, проста: ближневосточное урегулирование нуждается в участии России.

На прошлой неделе в обширном интервью для радиостанции "Эхо Москвы" Эхуд Барак высказал убеждение в том, что у России "есть возможность и сила влияния", чтобы способствовать урегулированию ситуации на Ближнем Востоке. По его словам, "Россия известна давними традиционными отношениями с арабскими странами", кроме того, у России и Израиля "есть общее понимание и общий взгляд на ряд вещей, чтобы предотвратить вспышку террора, чтобы вести активные действия по борьбе с террором". "Ведущие страны мира - Россия, Европа, США - должны сказать Ясиру Арафату, что он должен немедленно прекратить насилие. В этом случае Израиль прекратит использовать значительные воинские подразделения", - подчеркнул Барак.

Вторя своему шефу, Роман Бронфман попытался провести аналогии между проблемами России в Чечне и Израиля с палестинцами. Он считает, что Россия еще не в полной мере понимает происходящее в Израиле, так как "испытала на себе очень незначительные удары исламского фундаментализма и террора". А для того чтобы ощутить это в полной мере, москвичам, по его словам, следует напрячь фантазию и представить себе, что "граница с Чечней проходит в ста метрах от Садового кольца".

После ряда проарабских заявлений, которые Игорь Иванов сделал в Дамаске, а также после голосования за осуждение Израиля на Генассамблее ООН российский министр активно занялся поиском "взаимопонимания с Израилем". После встречи с Шимоном Пересом он назвал его "искренним сторонником политического урегулирования". И вновь подчеркнул, что "мирный процесс в прежнем формате умер". Иными словами, переговоры уже не могут вестись в узком "треугольнике" - между Израилем, Палестиной и США. Ведомство Иванова готовит предложения по новому формату переговоров, значительная роль в которых будет отведена России как коспонсору ближневосточного урегулирования, а также, возможно, и Евросоюзу. Как бы то ни было, российское руководство выражает готовность играть более активную роль на Ближнем Востоке.