На прошлой неделе курс евро побил новый печальный рекорд - за единую европейскую валюту давали всего 82,38 цента США. Очередная неудача евро вызвала новую волну критики в адрес президента Европейского центрального банка (ЕЦБ) Вима Дуйзенберга, которого некоторые европейские газеты уже язвительно называют "безнадежно глупым". В западной прессе даже появились слухи о скорой отставке Дуйзенберга, которые, впрочем, были сразу же опровергнуты ЕЦБ. Стоит отметить, что повод для таких разговоров Дуйзенберг предоставил сам, когда стал публично обсуждать условия, на которых ЕЦБ может начать интервенцию для спасения евро, тем самым нарушив негласное правило не давать публичных комментариев по поводу политики главного банка Евросоюза.
Попытки свалить всю вину за обвал евро на одного человека дают некоторым аналитикам основания утверждать, что "наезд" на Дуйзенберга является хорошо спланированной акцией. В 1998 году Дуйзенберг был назначен главой ЕЦБ в качестве компромиссной фигуры. Франция, считавшая, что Германии достаточно быть "домом" для ЕЦБ (он расположен во Франкфурте), активно лоббировала своего кандидата - главу французского ЦБ Жана-Клода Трише. В то же время другие члены Евросоюза не хотели видеть француза на посту главы ЦБ. В этой ситуации наиболее подходящей кандидатурой оказался глава ЦБ Нидерландов Вим Дуйзенберг. Впрочем, Дуйзенбергу было предъявлено одно условие: в середине своего восьмилетнего срока правления он должен отказаться от должности в пользу главы центробанка Франции. Министр финансов Франции Лоран Фабиус недавно уже "вежливо" поинтересовался, когда Дуйзенберг хочет уйти. Пока он отказался отвечать на этот вопрос.
Таким образом, массированная атака на Дуйзенберга может быть отражением закулисной борьбы в Евросоюзе, начавшейся еще два года назад. Но существует и другое объяснение. Европейские финансисты пытаются свалить всю вину за слабый евро на Дуйзенберга, тем самым вынудив его подать в отставку, а потом заявить: "Мы уволили этого неумного человека, и теперь евро снова станет сильный валютой". Подобное развитие событий вполне может изменить ситуацию на европейских валютных рынках в положительную сторону.