"Помогла вам ваша комиссия? Хрен она вам помогла!"
Я. Гашек, "Приключения бравого солдата Швейка"
Смешно становится, когда об экономической справедливости начинают рассуждать ученые. Особенно если речь идет о ценах. Как вам нравится словосочетание "расчет справедливых рыночных цен"? Так вот, в научных дискуссиях по поводу налогообложения нефтяного комплекса подобный оксюморон встречается сплошь и рядом. И ладно, коли к справедливости взывали бы сами нефтяники или оппонирующие им фискальные работники. И те и другие - люди хваткие, циничные и сильно заинтересованные, поэтому, когда слышите от них о честности и порядочности, - прячьте подальше кошелек, у вас явно хотят изъять деньги. Но ученые-то, объективные и независимые...
В России нет рынка нефти. Добываемое топливо нефтяные компании либо экспортируют, либо поставляют своим НПЗ на переработку. Поэтому продажи нефти на сторону носят маргинальный характер (не более 2% от добычи) и, конечно же, рынком не являются. А те цены, по которым дочерние добывающие предприятия продают сырье дочерним же НПЗ, называются внутрикорпоративными, или трансфертными. Из-за них-то и весь сыр-бор, который томский губернатор Кресс обсуждал даже с президентом.
Дело в том, что на эти самостоятельно устанавливаемые нефтяными компаниями цены "накручивается" целый ряд налогов, поэтому фискальные органы кровно заинтересованы в более высоком уровне трансфертных цен. Компаниям, разумеется, это невыгодно, и они сдерживают ценовую динамику, по коему поводу ведут затяжные осадные бои с налоговиками. Последние пока проигрывают - закон на стороне нефтяников. Складывается, казалось бы, парадоксальная ситуация - государство выступает за высокие цены (причем в самом инфляционно опасном, формирующем издержки, секторе экономики), нефтяные компании, напротив, борются за стабильность.
И вот тут-то возвышают в пользу справедливости свой голос ученые. "Давайте, - говорят одни, настроенные по-дирижистски, - возьмем да и посчитаем настоящие рыночные цены, а потом вменим их компаниям взамен волюнтаристских трансфертных!" "Нет, это не честно, - отвечают другие, либеральные. - Нефтяники вправе сами назначать цены на свою нефть, хоть по 4 руб. 12 коп. за баррель, пусть даже все обхохочутся". И где же здесь правда? А это в зависимости от того, как считать "рыночные" цены.
Правда для Запада. Ученые, придерживающиеся этой правды, предлагают считать рыночными мировые цены, скорректированные на транспортные расходы и с поправкой на качество сырья. Налоги с компаний в этом случае будут такие, что мало не покажется, внутренние цены на нефть подорвут всю экономику, страна превратится в энергетический придаток Запада. Хорошо, что подобных радикалов немного и что они пока тихие.
Правда для Минфина. Предлагается внутренние цены считать, "отматывая" от розничных цен на бензин стоимость переработки, транспорта и торговые скидки, а "справедливые рыночные" - как средневзвешенные между этими внутренними и мировыми. Цены вырастут, нефтяники заплатят больше, рента, поступающая в этом случае в бюджет, удвоится, налоговики возрадуются. Останутся довольны и нефтяники с "государственным менталитетом", старые директора-производственники, привыкшие добросовестно качать "черное золото", но не имеющие вкуса к экономической эффективности.
Правда для нефтяных компаний. Они считают, что трансфертные цены - действенный экономический стимул для снижения издержек в нефтедобыче. Задавая добытчикам план по динамике внутрикорпоративных цен, компания как бы доводит до них жесткий норматив: исполнил - есть прибыль, выбился из норматива - остался без денег.
А что же, задаюсь вопросом, в этой ситуации справедливо для меня? Ответ неоднозначный.
Если выиграет бюджет, то, может быть, повысят пенсии моим матери и бабушке (они, правда, на это не рассчитывают), или прибавят за выслугу гаишникам (и станет полегче ездить), или вернут международные долги (которые не я наделал). А потом войдут во вкус и начнут доводить "справедливые рыночные цены" до нашего рекламного отдела, и мы обанкротимся...
Нет, пожалуй, не слишком выгодно. А если цены оставить на откуп нефтяникам? Так ведь они же будут чрезмерно обогащаться из-за незаслуженно благоприятной мировой конъюнктуры и не делиться!
Обидно это, несправедливо. И подсластить горчайшую пилюлю может только гипотеза, что нефтяники все же лучше распорядятся заработанными деньгами, чем власти. Конечно, по поводу наших предпринимателей иллюзий уже не осталось, не Нобели, как говорится. Но, скорее всего, личные счета в офшорах уже наполнены, недвижимость на Ривьере приобретена, и остается только инвестировать - а что еще? Хорошо бы в Россию, но это уже другой сюжет.