Банковская распродажа

Экономический анализ
Москва, 30.10.2000
«Эксперт» №41 (253)

По данным Bank of Austria, доля иностранных игроков на рынке банковских услуг в Восточной Европе увеличилась с 20% в 1997 году до 41% в конце прошлого года. Если успешно завершится продажа контрольных пакетов акций польского Komercni Bank, последнего крупного банка, находящегося в руках правительства, и ведущего словацкого банка Slovenska Sporitelna, в нынешнем году этот показатель может возрасти до 50%.

Повышенный интерес западных финансистов к Восточной Европе имеет очень простое объяснение. С началом рыночных преобразований в бывших странах СЭВ, где ранее в экономике доминировало государство, местные банкиры столкнулись с острой нехваткой капитала и современных банковских технологий, которые могли предоставить только иностранцы. В свою очередь, видя перспективность практически неосвоенного восточноевропейского рынка (в настоящий момент банковские активы в Восточной Европе составляют 69% ВВП, тогда как для еврозоны этот показатель составляет 250%), банки из Евросоюза охотно начали скупать акции "молодых" банков постсоветских стран. Этот процесс облегчался чрезвычайной фрагментированностью банковского сектора в Восточной Европе. Например, в Польше действует 75 местных банков, а в Венгрии - 45. Среди банков, наиболее агрессивно действующих на восточноевропейском рынке, стоит отметить бельгийский KBC и голландский ING. За счет скупки восточных соседей они пытаются набрать больший вес в условиях стремительной банковской консолидации в Евросоюзе и в мире.

Западные банки были первыми из иностранных предприятий, которые сразу после разрушения Берлинской стены начали активную деятельность в Восточной Европе. Некоторые аналитики отмечают, что сращивание западно- и восточноевропейских банковских капиталов может послужить надежным фундаментом для интеграции новых членов в ЕС. Правда, в некоторых восточноевропейских странах все чаще возникают разговоры о постепенной потере экономической независимости. Поэтому-то иностранные банки, чтобы не оттолкнуть потенциальных клиентов, действуют в Восточной Европе "под прикрытием" хорошо известных местных банковских "брэндов".

У партнеров

    «Эксперт»
    №41 (253) 30 октября 2000
    Регионы России
    Содержание:
    Обзор почты
    Культура
    Реклама