Утром в куплете, вечером в газете

Рынки
Москва, 30.10.2000
«Эксперт» №41 (253)
Средство массовой информации будущего - это не Интернет, не телевидение и не пресса. А все сразу

"Каннибализм? Это неплохо... Eсли вы сами каннибал. Мы уже сто пятьдесят лет с нашими читателями и клиентами, и с ними останемся", - зал прерывает аплодисментами Ховарда Файнберга, одного из лучших консультантов по электронной стратегии традиционных издательских компаний. Собравшиеся в Амстердаме на международную конференцию "После печатного слова" (Beyond the Printed Word) руководители ведущих газет мира с ним согласны. По мнению Файнберга, нет никаких оснований считать, что интернет-СМИ смогут поглотить своих "бумажных" конкурентов. Но газеты должны измениться, чтобы выжить в эпоху Интернета.

О каннибализме, поглощении традиционных СМИ их более агрессивными и технологически продвинутыми "сетевыми" собратьями, заговорили еще в 1996 году, когда Интернет только начинал завоевывать позиции на рынке информации (первый коммерческий броузер Netscape Navigator 1.0 появился в ноябре 1994 года). Известная американская исследовательская группа Forrester Reserch провела тогда опрос среди американцев, владеющих компьютерами. Их спросили, от чего они готовы отказаться, чтобы проводить больше времени со своей новой игрушкой: 24% опрошенных заявили, что готовы меньше есть или спать; 17% сказали, что пожертвуют временем, которое тратят на чтение книг и журналов; 12% решили читать меньше газет, а 78% заявили, что будут меньше смотреть телевизор. Исследования, проведенные спустя три года, подтвердили: американцы не отказались ни от одного из источников информации, но стали делить свое время в иной пропорции, все больше часов проводя за экранами компьютеров, а не телевизоров. Согласно Forrester, американцы проводят "у ящика" на 40% меньше времени, чем раньше. Теперь та же исследовательская группа предсказывает, что в ближайшие годы традиционные СМИ потеряют миллиарды долларов доходов от классифицированной рекламы, которая, по всей видимости, будет публиковаться на бесплатных досках объявлений в Интернете, а не за деньги на страницах печатных изданий. Это лишь прогноз, первый сигнал того, что Интернет представляет собой реальную угрозу газетам, во всяком случае американским, которые довольно значительную долю доходов получают от классифицированной рекламы. Но о каннибализме с тех пор стали говорить почти как о свершившемся факте.

Между тем изменения предпочтений потребителей пока не столь значительны, чтобы серьезно сказаться на бизнесе традиционных СМИ, и уж тем более ни одно издание, ни один телеканал или кабельная сеть пока не обанкротились под давлением Сети. И основные рекламные бюджеты распределяются пока в пользу традиционных компаний, и читатели со зрителями все еще у них. Если говорить о газетной индустрии, то ее совокупный общемировой доход в прошлом году отнюдь не упал, а вырос на 18%. И даже в США, где конкуренция газетам со стороны Интернета ощущается все сильнее, прирост доли газет в сегменте общенациональной рекламы в прошлом году составил более 17%. "Наши клиенты не столь пристально, как мы, следят за нашими цифровыми конкурентами", - говорит Ховард

У партнеров

    «Эксперт»
    №41 (253) 30 октября 2000
    Регионы России
    Содержание:
    Обзор почты
    Культура
    Реклама