Стирать по-русски

Компании
Москва, 30.10.2000
«Эксперт» №41 (253)
Компания "Невская косметика" собирается стать ведущим российским производителем стирального порошка

Крупнейший отечественный производитель туалетного мыла и зубной пасты компания "Невская косметика" (НК) купила Ангарский завод бытовой химии (АЗБХ). За 7,5 млн долларов питерцам достался завод проектной мощностью 60 тыс. тонн стирального порошка в год. Сейчас предприятие загружено меньше чем наполовину и выпускает малоизвестные порошки под названием "Ворсинка", "Баргузин", "Сарма", а также "Обычный стиральный порошок". На российском рынке СМС доля ангарского завода составляет примерно 6%. Однако "Невскую косметику" это не пугает. Купив АЗБХ, новые собственники рассчитывают через два-три года превратиться в ведущего российского производителя стирального порошка и потеснить на рынке монстров бытовой химии - Procter & Gamble и Henkel.

Большая стирка

На отечественном рынке стирального порошка давно не было особенных потрясений и взрывов. Российские граждане свои носки, пододеяльники и майки стирают при любых режимах, поэтому потребление порошка на душу отечественного населения из года в год сильно не меняется. В прошлом году, например, россияне употребили в хозяйстве около 439 тыс. тонн СМС, потратив на это около 450 млн долларов. В этом году, по данным Министерства промышленности, науки и технологии РФ, производство стирального порошка выросло максимум на 2%. Траты населения на стирку тоже увеличились только на 3%.

Единственным интересным событием, случившимся на рынке стиральных порошков, был кризис 1998 года. Благодаря дефолту на рынке сменились лидеры. Если в 1997 году P&G был в России практически полным монополистом, занимая 40-процентную долю и в денежном, и в натуральном выражении, то теперь по объему производства он занимает только 7,2%, а по деньгам - 16,7% (см. графики). В число лидеров вышли отечественные предприятия. Например, пермский "Пемос", выпускающий дешевые порошки, по своим долларовым оборотам сейчас практически не уступает P&G в России, а пемосовские объемы производства вообще превышают проктеровские в два раза.

С тех пор с отечественной стиркой ничего не происходит. Западные производители P&G и Henkel спокойно выпускают свои дорогие "Тайды" и "Ариэли", рассчитывая на то, что рано или поздно россияне разбогатеют и откажутся наконец от "обычного стирального порошка". Коротая время в ожидании этого чуда, иностранцы заигрывают с российскими домохозяйками, уменьшая или, наоборот, увеличивая размер полиэтиленовых пакетов со своими чудодейственными средствами, удаляющими все пятна чуть ли не на расстоянии. Наши производители ничего не ждут и обходятся с дамами без ухаживаний - они просто выпускают дешевые стиральные порошки. Отечественная продукция стоит 10-15 рублей, в крайнем случае, вместе со всевозможными отдушками, отбеливателями и биодобавками, - 16-20 рублей, что примерно вдвое дешевле западной.

Изменить что-либо на таком стабильном и уже поделенном рынке, переместив АЗБХ с пятого места хотя бы на третье, как задумала "Невская косметика", казалось бы, просто невозможно. Соревноваться с "Пемосом" по объемам произ

У партнеров

    «Эксперт»
    №41 (253) 30 октября 2000
    Регионы России
    Содержание:
    Обзор почты
    Культура
    Реклама