Хорошее начало

Наталья Архангельская
30 октября 2000, 00:00

Кремль теснит зарвавшихся губернаторов

Если кто из губернаторов и надеялся, что президентские планы по восстановлению исполнительной вертикали - всего лишь страшилка, пусть даже и в форме уже принятых законов, то история с курским губернатором Александром Руцким все надежды развеяла: не рассосется. Чистка в рядах региональных элит началась.

Он так старался...

Первый эпизод, надо признать, получился очень зрелищным. Чтобы за полсуток до голосования снять с предвыборной гонки главу областной администрации, да еще по решению местного суда, - такого у нас еще не бывало. Региональная элита обмерла, а придя в себя, заговорила о руке Москвы и о нарушении демократических прав. Вслед за ней мотив о наступающем тоталитаризме подхватило подавляющее большинство политиков.

Все признают, что деятельность Руцкого в подведомственной ему области давно стала притчей во языцех с точки зрения попрания всех и всяческих норм и законов. Что его близкие родственники, наводнившие губернию, давно ходят под статьей, а иными правоохранительные органы занимаются уже довольно плотно. Что самого генерал-губернатора от подобной судьбы хранит лишь пока действующий депутатский иммунитет.

Тем не менее большинство комментариев на эту тему укладывается в ленинскую формулу: "по форме все верно, а по существу - издевательство". То есть демократическая общественность вроде бы и признает, что юридически подкопаться под действия оппонентов генерала трудно, но поскольку он обижен - его надо пожалеть. Как вчера стенали по поводу беспредела, творимого в регионах всевластными губернаторами, так сегодня стенаем над несчастной судьбой генерала, которого отстранили от выборов по суду, решение которого у него есть право опротестовать в высшей инстанции. Возможно, выдавать процедуру изъятия генерала из обращения за образец безупречно правового решения проблемы нельзя. Можно вспомнить, что решение суда состоялось в тот момент, когда досрочное голосование уже шло. Кто-то скажет, что отважную судью могли припугнуть из Москвы, хотя доказательств этого нет. Другой возразит, что Руцкому не оставили времени для маневра, сняв его с дистанции за 13 часов до открытия избирательных участков. Что ж, значит, на его административный ресурс нашелся ресурс более эффективный. В любом случае, для нашей Византии эпизод с Руцким - это прогресс. Хотя останавливаться на достигнутом и не следует.

Как свидетельство особого цинизма власти подается то обстоятельство, что Руцкой год назад был одним из инициаторов создания пропрезидентского движения "Единство". Но ведь и тогда наблюдатели отмечали, а пресса ехидничала, что в инициативную группу поспешили войти именно те главы администраций, у которых наибольшие проблемы с правоохранительными органами, - калининградский Леонид Горбенко, чукотский Александр Назаров, курский Александр Руцкой. Как вы думаете, почему? А сегодня, когда стало ясно, что надежды всех троих не оправдались, мы снова гневно клеймим другую сторону.

Ладно, этот эпизод мы уже пережили. Можно предположить, что те, кому следует, извлекут из него уроки. А на повестке вопрос: кто следующий?

На очереди - Уфа

По нашим данным, в самое ближайшее время неприятности могут начаться у башкирского президента Муртазы Рахимова, что косвенным образом подтверждается его недавним резким выступлением (на пару с губернатором Свердловской области Эдуардом Росселем, над которым тоже сгущаются тучи) против политики Кремля в отношении регионов. Видимо, башкирский лидер почуял опасность, но разоружаться не собирается. А между тем в ноябре истекает срок, отпущенный на приведение республиканского законодательства в соответствие с федеральным. Нарушения более чем серьезные - Башкирия настаивает на своем государственном суверенитете, несмотря на то что в июне Конституционный суд признал эти положения республиканского основного закона юридически ничтожными: субъект федерации по определению не может обладать собственным государственным суверенитетом. Тем не менее башкирские законодатели остались при своем мнении, и положение о суверенитете вновь появилось в принятой недавно редакции республиканской конституции. По положению одного из законов "путинского пакета", события могут развиваться так: башкирскому президенту будет сделано предупреждение, а через месяц, в случае, если он станет упорствовать, президент может отрешить его от должности. Есть основание полагать, что события будут развиваться именно по такому сценарию. Тем более что над г-ном Рахимовым уже два года висит дамоклов меч до сих пор не исполненного решения Верховного суда РФ.

Напомним, что в момент президентских выборов в 1998 году башкирский Избирком не зарегистрировал кандидатами двух конкурентов Рахимова. Те подали в суд и, пройдя через все инстанции, добились признания своей правоты в Верховном суде РФ. Это решение поставило под вопрос результаты выборов, которые по сути дела следовало отменить. Президент Ельцин связываться с Рахимовым тогда не стал, но для Путина решение ВС может стать дополнительным рычагом давления на строптивого башкирского президента.

Истец по этому делу Александр Аринин, директор Института федерализма и гражданского общества и депутат Госдумы первого и второго созывов от Башкирии, много писавший о творящемся в национальных республиках беззаконии, президентскую административную реформу, безусловно, поддерживает. По его наблюдениям, действия федеральной власти в отношении нарушителей закона из числа региональной элиты распадаются на три направления: мирное, полусиловое и силовое. Примером из первого ряда он считает ситуацию с краснодарским "батькой" Николаем Кондратенко, отказавшимся участвовать в следующих выборах. Противоправных действий за "батькой" замечено множество, как экономических (ситуация с Новороссийским морским портом), так и политических (открытая пропаганда фашистской идеологии), включая и прямые нарушения Конституции РФ (запрет на вывоз зерна из края). Видимо, в Москве Кондратенко внятно объяснили, что с таким багажом лучше на выборы не ходить. И он послушался, что, несомненно, делает честь его здравомыслию. Подобной же реакции можно ждать и от татарского президента Минтимера Шаймиева, для которого третий президентский срок, если он на него отважится, комфортным не будет. Чего он, как человек, безусловно, умный, не может не понимать. Взамен же, по нашим данным, ему предлагается место председателя нового Совета Федерации.

Полусиловой метод только что был продемонстрирован в отношении Руцкого, а на силовой вариант просто-таки напрашивается г-н Рахимов, президент суверенной Башкирии.

Что же до президентской административной реформы, то ее горячий сторонник г-н Аринин считает, что ее следовало бы дополнить еще несколькими законодательными актами. К примеру, вполне назрел закон об обеспечении исполнения решений Конституционного суда Российской Федерации.