Недальнее зарубежье

6 ноября 2000, 00:00

В конце минувшей недели премьер-министр России Михаил Касьянов посетил с официальным визитом Пекин. После недавней поездки в Турцию российский премьер продолжил свою челночную дипломатию. Поездка Касьянова в Пекин стала уже пятой в ряду регулярных российско-китайских встреч на уровне премьеров.

К визиту были подготовлены для подписания более десятка двусторонних соглашений, призванных сдвинуть с места широкомасштабные проекты, которые обсуждаются вот уже несколько лет. Среди российских предложений проект совместного освоения Ковыктинского газоконденсатного месторождения, который пока находится в стадии разработки ТЭО. Как было заявлено в ходе визита российской делегации, КНР и Россия договорились подключить к своим планам Южную Корею, которая также проявила заинтересованность. Другая инициатива в энергетической сфере исходит от РАО "ЕЭС России", которое предлагает осуществлять поставки электроэнергии в Китай в объеме до 10 млрд кВт в год и соорудить для этой цели линии электропередачи общей протяженностью 2,5 тыс. километров. Китай пока отказывается от этого предложения. Однако Пекин проявляет заинтересованность в приобретении российских технологий по объединению энергосетей страны в единую энергосистему с общим диспетчерским управлением.

Помимо энергетической сферы Россия предложила Китаю партнерство в области освоения и совместного использования отечественных высоких технологий. Китай является крупнейшим покупателем российских вооружений, в частности самолетов Су, эсминцев проекта 956 класса "Современный", противокорабельных ракет "Москит". На этот раз китайцы продемонстрировали интерес не только к военным, но и к гражданским самолетам, объявив о предстоящей покупке трех самолетов Ил-96-300. Кроме того, Пекин выразил готовность ознакомиться с характеристиками 50-70-местного российского самолета для местных авиалиний. По словам побывавшего в Китае накануне приезда Касьянова вице-премьера Ильи Клебанова, Пекин дал согласие на внедрение на китайские авиалинии российских самолетов этого класса, чего долгое время добивалась Россия.