Непотопляемый

Культура
Москва, 06.11.2000
«Эксперт» №42 (254)
Секрет многолетнего успеха Юрия Шевчука - в отказе от творческих крайностей

В этом году уфимско-питерской группе "ДДТ" исполняется 20 лет, что и ознаменовалось концертами в двух столицах. Юбиляры из скромности не называли концерты юбилейными, предпочитая название "20-00", которое могло означать что угодно - от времени начала концерта до порядкового номера текущего года.

Мало кто из отечественных рок-групп может похвастаться таким долголетием. Еще меньше таких, кто может похвалиться столь высоким и стабильным успехом, как у "ДДТ" все эти 20 лет. И уж точно никто из них не может и мечтать, чтобы их новые песни месяцами, как приклеенные, держались на первых строчках музыкальных чартов.

Прошлое

Официально годом рождения группы считается 1980-й. Именно тогда преподаватель рисования Юрий Шевчук заглянул в Дом культуры в Уфе, где вечерами поигрывала группа без названия и определенных планов на будущее. Шевчук тогда помышлял о карьере художника, песни были его хобби, и его мама до сих пор жалеет, что хобби стало делом. Шевчук и группа поиграли друг другу кто что умел и решили попробовать сделать что-то вместе. Так началась уфимская история "ДДТ".

Первые пять лет группа с грехом пополам записывалась и концертировала, но не нажила почти ничего, кроме проблем с КГБ. В неравной борьбе КГБ победил, группу пришлось распустить, а Шевчук спасся бегством в Свердловск. После долгих скитаний в 1985 году Шевчук осел в Питере и собрал новый состав под старым названием. Так началась долгая питерская история "ДДТ", практически ничем не омраченная. Временами Шевчук ненадолго впадал в странности - вдруг увлекся восточными единоборствами и скакал по скалам перед телекамерами, объясняя зрителям, что рок-н-ролл - это не только водка и курево. Как-то переехал с сыном в деревню, где носил себе воду из колодца и пил с окрестными мужиками. Но в целом поклонники могли быть спокойны за его душевное здоровье.

"ДДТ" достигла вершин своей популярности, где пребывает и по сю пору, в конце 80-х, в период легализации рок-музыки. Рок-группы стали расти тогда как грибы, некоторые добились известности, но главное внимание аудитории было сконцентрировано на четырех самых знаменитых коллективах - "Аквариуме", "Алисе", "ДДТ" и "Кино". Из этих четырех групп самое выигрышное положение было у "ДДТ" - по ряду причин.

Прежде всего, эта группа меньше всего заботилась о своем сценическом образе. Шевчук не создавал никаких специальных знаков - как это сделали "Аквариум" с его хиппово-эзотерическим видом, "Алиса" с логотипом в виде буквы "А", стилизованной под пятиконечную звезду, или одетое сплошь в черное "Кино". Любители "Аквариума", "алисоманы", "киноманы", "панки" и "металлисты" только по ним и узнавали друг друга. А это было небезопасно в те времена, когда по признаку "кто что слушает" отличали своих от чужих и за любовь к "чужой" группе можно было схлопотать по морде. Сценический образ Шевчука складывался только из его бороды и очков. Любовь к "ДДТ" не осуждалась никем, слушать Шевчука было позволено фанатам из других лагерей. Можно было любить "ДДТ" без опасения, что

У партнеров

    «Эксперт»
    №42 (254) 6 ноября 2000
    Инвестиционный бум
    Содержание:
    Обзор почты
    На улице Правды
    Реклама