"Летающие радары" приземлятся в Китае

6 ноября 2000, 00:00

Семилетние переговоры между Россией и Китаем о поставках Пекину наших самолетов дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО, или по классификации НАТО - АВАКС) А-50 вышли на финишную прямую. Во время своей недавней поездки в Китай вице-премьер правительства России Илья Клебанов заявил, что соответствующее соглашение с китайскими властями будет подписано 4 ноября в ходе визита в Пекин российского премьера Михаила Касьянова.

Еще в 1997 году Пекин подписал договор с Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом имени Бериева (ТАНТК) и израильской фирмой "Эльта" о покупке "летающих радаров" на сумму примерно 600 млн долларов. Согласно этому документу предполагалось, что ТАНТК имени Бериева предоставит израильтянам свои А-50 без радиолокационного комплекса "Шмель", а те в свою очередь оснастят их радарами и передадут Китаю. По оценкам экспертов, в Пекин должны были отправиться четыре самолета, за которые таганрогское предприятие получило бы 150 млн долларов. Однако эта сделка сорвалась из-за вмешательства правительства США. Билл Клинтон летом этого года пригрозил израильскому премьеру Эхуду Бараку: если русские самолеты с израильским оборудованием окажутся у китайцев, то США резко сократят военную помощь Тель-Авиву (сейчас она составляет 3 млрд долларов ежегодно). Позиция Вашингтона понятна. В случае военного конфликта Тайваня и Пекина китайская армия, на вооружении которой стоят новейшие российские истребители вкупе с "летающими радарами", имела бы полное превосходство в воздухе, а действия американских авианосцев, несущих дежурство у берегов Тайваня, оказались бы неэффективными. В итоге Бараку ничего не оставалось, как извиниться перед китайцами. Но Пекин надежды получить самолеты не оставил и попросил нашу страну продать А-50, но уже с российскими радиолокационными комплексами, над усовершенствованием которых сейчас ведет работы НИИ приборостроения. По данным этого института, каждый новый лайнер А-50Е с усовершенствованным радаром обойдется китайцам в 180-200 млн долларов. Впрочем, новые радары придется еще дорабатывать, на что уйдет как минимум три года. На это время, скорее всего, китайцам будут сданы в лизинг самолеты А-50 из тех, что находятся в распоряжении Минобороны.