В конце октября делегация правительства Москвы во главе с мэром города Юрием Лужковым совершила деловую поездку в Германию. Итог визита - немецкие инвесторы заявили о своей готовности одалживать Москве. Конкретными деталями будущих займов будет заниматься Комитет муниципальных займов и развития фондового рынка (Москомзаем) во главе с Сергеем Пахомовым.
Созданный четыре года назад, комитет недолго исполнял свою основную функцию - искал инвестиции для реконструкции и развития городской инфраструктуры. После кризиса пришлось заняться переговорами об отсрочке выплат по двум кредитам.
Параллельно, вплоть до конца 1999 года, Москомзаем продолжал обслуживать и консолидировать на своем балансе долги, набранные различными структурами правительства Москвы до 1999 года. Пережив критический период - весну 2000 года, когда Москве пришлось выплатить западным кредиторам сразу 500 млн долларов, - Москомзаем, казалось, мог бы заняться поиском новых займов. Однако на его пути встала новая редакция Бюджетного кодекса.
Эхо кризиса
После федерального дефолта положение Москвы было не самым худшим по сравнению с другими активно заимствовавшими регионами. В 1998-1999 годах городу пришлось добиваться отсрочки выплат только по двум крупным кредитам иностранных банков. Серьезные переговоры пришлось тогда вести с ING Barring Eurasia, которому Москва задолжала 25 млн долларов кредита, и с консорциумом иностранных банков, московские обязательства перед которым составляли около 100 млн долларов. ING Barring Eurasia 10 млн из 25 млн Москва вернула сразу, а 15 млн выплачивала равными частями в течение шести месяцев. Стомиллионный кредит консорциума был погашен в марте этого года.
Не отказывалась Москва и от своих внутренних обязательств: 85% по внутренним займам осени 1998 года удалось погасить деньгами. Оставшаяся же часть этого долга была возвращена налоговыми зачетами, обменена на недвижимость и на бумаги с другими сроками погашения.
Весной этого года Москомзаем заплатил самую крупную сумму в своей истории, вернув инвесторам в феврале-мае 2000 года свыше 610 млн долларов. Всего же до 2002 года Москва должна вернуть внешние займы на сумму в 800 млн долларов, причем выплата порядка 500 млн приходится на первое полугодие 2001 года. Следующий год станет первым в истории Москомзайма, когда он сосредоточится только на рефинансировании текущих долговых обязательств. Любые заимствования будут направлены на улучшение временной и стоимостной структуры долга города.
Сомнений в том, что долги будут возвращены, ни у держателей еврооблигаций, ни у банков-кредиторов нет. "В краткосрочной перспективе у нас не было и нет сомнений в отношении платежеспособности Москвы", - говорит аналитик по долговым бумагам инвестиционной компании "Тройка Диалог" Александр Овчинников.
Дисциплинарный кодекс
Сегодня город готов вернуться к старым планам заимствований. "Я буду реалистом. В данной ситуации нас бы очень устроил пятилетний еврозаем в размере пятисот миллионов долларов или около пятисот миллионов евро. Более длительные сроки, я думаю, вряд ли реальны в данной ситуации. Более короткие сроки нас не устраивают", - говорит Сергей Пахомов. Осторожные планы организации такого займа (с целью улучшения структуры долга) содержатся в "Программе управления государственным долгом города Москвы на 2000-2001 годы". Однако на пути их воплощения стоит измененный и в этом году Бюджетный кодекс.
На первый взгляд никаких проблем кодекс не создает. Он ограничивает потенциальный размер накопленного долга региона суммой бюджетных доходов. В этом году бюджетные доходы Москвы ожидаются на уровне 7 млрд долларов. Суммарный долг города со всеми гарантиями, поручительствами и еврооблигациями, внутренними и внешними займами и кредитами - это порядка 62 млрд рублей (2,6 млрд долларов). "По нашим расчетам, совершенно безопасным, абсолютно управляемым будет внешний долг в три миллиарда долларов. Однако в соответствии с Бюджетным кодексом, даже если мы выйдем на рынок еврооблигаций, мы не будем иметь права привлечь больше четырехсот миллионов долларов. Это, конечно, серьезно ограничивает масштабы нашей деятельности", - утверждает председатель Москомзайма.
Дело в том, что Бюджетный кодекс помимо верхней планки общей задолженности региона ограничивает текущие заимствования субъекта федерации размером долга, который погашается в бюджетном году. Москва в этом году погасила еврозаем в 500 млн долларов. Причем из этих денег 220 млн были досрочно выведены из обращения еще в 1999 году (см. "Эксперт", N47 (210), 1999 г.). С точки зрения Бюджетного кодекса эти 220 млн считаются погашенными в 1999 году и уже не рефинансируются. В этом году Москва может взять новых кредитов лишь на оставшиеся 280 млн долларов и 25 млн в счет последней части погашенного в марте стомиллионного кредита.
Конечно, сверхжесткие нормы Бюджетного кодекса - не абстрактная блажь федеральных чиновников. Это эхо кризиса рынка региональных заимствований, невыполненные обязательства по которым в период 1997-1999 годов неявно переносились на федеральный бюджет. "Логика Бюджетного кодекса следующая: новые кредиты можно брать на рефинансирование старых долгов, а если есть деньги на погашение долгов, верни их и инвестируй в свою экономику из собственных доходов", - говорит эксперт Минфина. "А если все доходы уйдут на погашение долга, что тогда инвестировать в экономику?" - возражает Пахомов.
Москве придется поменять и планы в отношении внутренних займов. Сегодня Москомзаем эмитирует стандартные рублевые облигации, обеспеченные общими бюджетными доходами. По всему миру крупные города предпочитают выпускать облигации, обеспеченные обособленными налоговыми или тарифными поступлениями. Такие облигации имеют более высокий рейтинг и считаются менее рискованными. Крупный заемщик по таким бумагам, например, Нью-Йорк, который выпускает облигации, обеспеченные портовыми сборами, налогами с предприятий и даже компенсациями табачных компаний. И Москва бы хотела воспользоваться таким долговым инструментом, но наш Бюджетный кодекс такие выделенные доходы не приемлет, поскольку в статье 216 закона закреплен принцип "единства кассы". Все расходы и доходы идут с единого счета.
Потому-то на внутреннем рынке Москва пока продолжит выпуск облигаций сберегательного займа. А в будущем Москомзаем хотел бы отказаться от стандартных облигаций в пользу бездокументарных. Дело в том, что стандартная бумага очень дорога технологически: ее нужно печатать в Гознаке, оснащать степенями защиты, перевозить и хранить. Все упирается в Минфин, который должен зарегистрировать пилотный бездокументарный заем, шансы на это, однако, невелики. "На самом деле технологичнее, когда бумага документарная с регистрацией и хранением. Риск меньше", - объясняют свою позицию в Минфине.
Наши, иена и евро
Выгодный для Москвы механизм привлечения иностранных капиталов ясен уже сегодня - это еврооблигации. Основные плюсы данной формы привлечения средств - в доверии к этому инструменту за рубежом, в сроках, на которые можно привлекать деньги, в том, что эти средства не связаны в отличие, скажем, от кредитов. "База ваших кредиторов в форме держателей облигаций очень широка, это чудовищный по объему рынок. На этом рынке всегда можно найти людей, которые готовы давать вам деньги при любых обстоятельствах, весь вопрос в цене заимствования", - поясняет Сергей Пахомов.
Аналитики инвестиционных компаний объясняют интерес Москомзайма к зарубежным рынкам капитала более прозаично: на внутреннем рынке найти такие же деньги невозможно. Правда, если в ИК "Тройка Диалог" говорят, что к московским внутренним рублевым облигациям есть определенный интерес, то в группе "ЦентрИнвест" и в ИК "Объединенная финансовая группа" указывают на вялую активность инвесторов на этом рынке и малые объемы торгов. Косвенно эту точку зрения подтверждает заявление Сергея Пахомова о том, что на внутреннем рынке 500 млн долларов на три года не займешь.
Зачастую потенциальные внутренние инвесторы готовы приобретать еврооблигации и не заинтересованы в рублевой бумаге. Около 40% европейского размещения облигаций Москвы было куплено швейцарскими инвесторами. В Москомзайме знают большинство покупателей российских бумаг и уверены, что отчасти это "наши" деньги, спрятавшиеся за швейцарскими инвестиционными фондами и банками. После исчезновения пирамиды ГКО российские деньги за рубежом смогут выкупить еще большие объемы российских займов, и упускать такую возможность временной репатриации наших капиталов глупо.
В ходе последнего визита в Германию Юрий Лужков встречался с руководством Deutsche Bank и Kommerzbank, а также с промышленниками и инвесторами Дюссельдорфа, Берлина и Франкфурта-на-Майне. "Естественно, что следующий наш погашаемый еврозаем - это пятьсот миллионов марок, после этого вполне реально рассчитывать на интерес немцев и европейцев к новым московским займам", - делится планами председатель Москомзайма. Кроме немцев и "швейцарцев" крупными держателями российских еврооблигаций были инвесторы Японии. От общего числа московских еврооблигаций, проданных банкам и инвесторам Юго-Восточной Азии, треть приобрели японские финансовые структуры.
На европейском рынке Москомзаем с надеждой смотрит на становление евро. Размещение в Европе новых бумаг, номинированных в единой валюте, автоматически расширит круг держателей московских облигаций - ими станут инвесторы всех стран еврозоны.