О степенях цинизма

13 ноября 2000, 00:00

Президент Чувашии Николай Федоров в очередной раз пытается подкорректировать президентский пакет законов об укреплении вертикали власти. На этот раз он решил начать наступление сразу на двух фронтах - назначил на 14 января 2001 года референдум по принятию конституции Чувашии, отдельные статьи которой расходятся с федеральным законодательством, и обратился с запросом в Конституционной суд РФ с просьбой проверить конституционность отдельных положений "президентского пакета".

Бывший министр юстиции России Николай Федоров с самого начала был против президентской реформы власти и против методов, которыми она проводится. Все его попытки убедить оппонентов в том, что идея установить диктатуру закона с помощью юридически небезупречных законов изначально сомнительна, оказались безуспешными. "Такой степени цинизма, который демонстрируют кремлевские чиновники, - заявил Федоров, - я еще не встречал, хотя и сталкивался с методами КПСС". "Обработаны", по его словам, были все, в том числе и члены Совета федерации, снявшие свое вето с президентских законов.

Выступая в Госдуме от имени Совета федерации, Федоров говорил о двойных стандартах: если строптивым регионам жестко указывают на место и загоняют "в рамки делегированных центром полномочий", то федеральный центр, в свою очередь, считает вполне возможным вторгаться "в исключительную компетенцию субъектов федерации", и регулировать не только "общие принципы" организации власти в субъектах, как это предусмотрено Конституцией, но и решать вопрос о пребывании у власти избранного президента или губернатора, о том, сколько сроков подряд он может быть на своем посту, а также устанавливать порядок работы местного парламента, формы принятия решений, количество чтений по законопроектам и так далее.

Госдума к Николаю Федорову не прислушалась и приняла-таки закон, ограничивающий пребывание у власти первого должностного лица в регионах двумя сроками подряд. Депутатов не смутил тот факт, что Конституция России относит этот вопрос к исключительной компетенции субъектов федерации и предоставляет им право самим решать этот вопрос.

Тогда Николай Федоров начал действовать иначе. 2 ноября чувашский парламент рассматривал в третьем чтении проект конституции республики, с принятием которой Чувашия явно припозднилась. Это обстоятельство, впрочем, самими депутатами было воспринято скорее как плюс - им не нужно будет, как Татарстану с Башкирией, приводить свой Основной закон в соответствие с федеральным, достаточно изначально не выйти за пределы своей компетенции. После того как парламент проголосовал за проект конституции в третьем чтении, Николай Федоров, поблагодарив депутатов, огласил текст собственного указа о вынесении проекта конституции на референдум. А на следующий день обратился в Конституционный суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ президентского пакета указов о реформировании госвласти.

Президент Чувашии считает, что политические реформы президента России противоречат Основному закону страны, который не дает Владимиру Путину права отрешать или временно отстранять от должностей избранных президентов республик и губернаторов, распускать региональные законодательные собрания и органы самоуправления. Николай Федоров оспаривает полномочия Госдумы по принятию обычного федерального закона с предоставлением таких чрезвычайных полномочий, в котором, по сути дела, речь идет о ликвидации исполнительной и законодательной ветвей региональной власти.

Таким образом, Николай Федоров подстраховался дважды. Конституция, принятая на референдуме, - это серьезнее, чем одобренная парламентом. Кроме того, некоторые статьи чувашского проекта, если и противоречат федеральному законодательству, вполне соответствуют Конституции РФ, и Федоров как опытный юрист сможет доказать это в суде.

КС запрос Федорова к рассмотрению принял, и, по мнению президента Чувашии, этот вопрос будет решен в течение полугода, если дело не ускорит очередная "жертва" этого неконституционного закона. В своей "юридической правоте" Федоров уверен на все сто, иначе и не затевал бы тяжбу. Но вот уверенности в судьях у него нет. Он не исключает, что они подвержены влиянию и политической ситуации в целом, и кремлевских чиновников в частности.

Конституционный суд для президента Чувашии - последний шанс. Однажды, в 1992 году, ему удалось доказать неконституционность Указа президента Ельцина о слиянии МВД и Министерства безопасности. Но вряд ли столь благоприятно для него сложатся обстоятельства и в этот раз. Между тем в 2002 году, когда истекает срок его президентства, Федорову будет только 44 года.