Штурм здания Торгового дома потомков П. А. Смирнова, что на Пятницкой, людьми в камуфляже на экране телевизора выглядел захватывающе: хорошо обученные вооруженные парни в масках из службы физической защиты судебных приставов врываются в здание, открывая путь скромным служителям закона, пришедшим исполнить решение суда. В этот день, 4 ноября, в кресло генерального директора ТД наконец-то беспрепятственно сел Сергей Юзефов, назначенный на этот пост по решению недавно прошедшего акционерного собрания. Таким образом, стоящие за этим назначением новые акционеры компании, владеющие половиной ее акций, доказывают свое право считаться пусть "внебрачными", но полноправными потомками давно почившего в бозе поставщика двора Его Императорского Величества Петра Смирнова.
Просто встретились два одиночества
О новых акционерах формально известно очень мало. Представляющий их интересы юрисконсульт Олег Серов счел возможным сообщить на пресс-конференции, посвященной разыгравшимся событиям, лишь следующее. Первое - это группа иностранных компаний, второе - группа никак не связана с американской компанией Heublein, владеющей товарным знаком Smirnoff. Правда, на следующий день "старые" акционеры назвали имена новых хозяев ТД. По словам начальника юротдела ЗАО "Торговый дом" Виктора Шубина, это кипрские компании Alfa Management Services Ltd., ACU Trading Ltd. и Sypten Management Ltd. А история приобретения акций ТД таинственными киприотами такова.
Дела российских Смирновых складывались в последнее время не блестяще. Продажи упали с 2 млн бутылок в месяц в 1999 году до 250 тыс. в 2000-м. Наблюдатели полагают, что руководство Торгового дома потомков П. А. Смирнова не сумело адекватно отреагировать на обострение конкуренции. За последнее время в той же рыночной нише, где позиционируется продукция Смирновых, появилось несколько новых торговых марок различных производителей: "Гжелка" ("Кристалл"), "Голубой Топаз" ("Топаз") и другие. Причем их появление сопровождалось агрессивными маркетинговыми акциями и массированной рекламой. "Смирновъ" же аналогичных усилий для сохранения позиций своей марки не предпринял.
Ухудшение позиций Торгового дома подтолкнуло одного из его акционеров Андрея Смирнова, обладавшего 50% акций, к решению выйти из бизнеса. Это решение было принято на фоне давнего конфликта со вторым акционером - Борисом Смирновым. Последний в свое время отстранил родственника и совладельца ТД от должности генерального директора. Будущие новые акционеры блестяще воспользовались ситуацией: они договорились с Андреем Смирновым о безвозмездной передаче его акций с условием, что бывшему владельцу будет предоставлена должность консультанта ТД с соответствующим вознаграждением. Как объяснил Олег Серов, стоимость компании, находящейся в положении Торгового дома - с упадком в делах, с поссорившимися акционерами, с неоконченной тяжбой с американскими производителями смирновской водки по поводу того, кто может пользоваться марками с упоминанием фамилии Смирнов, - не смог бы назвать ни один оценщик. "Посему в момент передачи акций они ничего и не стоили", - заключил г-н Серов.
Сделка состоялась в начале лета текущего года. И тут же новые владельцы - Alfa Management Services и прочие - привлекли для управления предприятием компанию "Альфа-Эко" - известного оператора на рынке алкогольной продукции.
Выполняя и перевыполняя
В оборотах компании "Альфа-Эко", имеющей интересы также в нефтяном и металлургическом бизнесе, а также поставляющей на российский рынок сахар и продовольствие в значительных размерах, алкогольное направление занимает 10%. Развивается оно уже восемь лет. В настоящее время "Альфа-Эко" является одним из ведущих поставщиков молдавских вин (около 15% российского рынка) и приступает к проектам поставки армянского коньяка и грузинских вин в Россию. Торговала "Альфа-Эко" и водкой. Как сообщил "Эксперту" Леонид Вирохобский, начальник спиртового управления департамента производства и реализации алкогольной продукции "Альфа-Эко", в 2000 году было запланировано открыть собственное водочное производство.
Тот факт, что дебют "Альфа-Эко" связан с известной на рынке маркой водки, сулит компании большие выгоды. В свое время импульс раскрутке смирновской продукции в России придало скандальное противостояние товарного знака "Смирновъ" и известного на мировом рынке его американского "брата" Smirnoff. При этом PR-кампания российских потомков строилась Борисом Смирновым на заявлениях о том, что русская водка должна производиться на русской почве, и нигде более. И это сослужило свою службу: марка так запала в память потребителям, что до сих пор сохраняет хороший рыночный потенциал. Для "Альфа-Эко" это означает значительную экономию. По некоторым оценкам, для раскрутки новой марки требуется тратить около 1 млн долларов в год в течение пяти лет. В данном случае "Альфа-Эко" явно выигрывает в сроках продвижения нового для нее продукта на рынок.
В то же время, кроме скандала, других необходимых шагов по укреплению смирновской марки Торговый дом не предпринимал. Со своей стороны, "Альфа-Эко" располагает достаточными возможностями для того, чтобы начать там, где остановились потомки Смирнова. За восемь лет работы с молдавскими винами у "Альфа-Эко" образовалась надежная сеть дилеров по всей России. Кроме того, у компании достаточно средств для проведения целенаправленной маркетинговой и рекламной политики. В целом предполагается, что в развитие производства и продвижение "Смирновъ" будет вложено в ближайшие годы до 10 млн долларов. В результате можно будет довести выпуск и гарантированный сбыт до 3 млн бутылок в месяц в 2002 году, превратив "Смирновъ" в федеральный брэнд.
Несгибаемого Смирнова - размыть
Единственным препятствием к исполнению планов новых акционеров и управляющей компании остается Борис Смирнов, по-прежнему владеющий 50% акций Торгового дома. Смирнов считает сделку по передаче акций новым владельцам недействительной, из-за чего "Альфа-Эко" не могла в течение нескольких месяцев приступить к оперативному управлению смирновским бизнесом. Потребовался созыв двух акционерных собраний, которые Борис Смирнов проигнорировал и тем самым дал повод противной стороне на основании Закона об акционерных обществах провести представителя "Альфа-Эко" на пост генерального директора ТД. Но и после этого г-н Смирнов продолжал держать оборону в здании Торгового дома. Сергей Юзефов смог приступить к исполнению своих обязанностей только после штурма.
Теперь Смирнов намерен опротестовывать решения суда, вынесенные в пользу новых акционеров. Но шансы выиграть судебную тяжбу у него невелики. С юридической точки зрения противная сторона действует грамотно. Кое-какие неприятности новым владельцам смирновской водки могут доставить предпринятые Смирновым шаги по дискредитации самой торговой марки. Он делает заявления для СМИ о том, что не знает, какой напиток будет разливаться в бутылки новыми производителями, поскольку не давал им лицензию на некие, известные только ему, рецепты. Хотя, как известно, базовый рецепт у водки один, и основная конкуренция на этом рынке проходит по линии маркетинга той или иной марки. С другой стороны, если какая-то специфика рецептуры и существует, то в условиях промышленного производства продукта она отражается в технической документации, доступ к которой имеют все акционеры.
Новые владельцы ТД, со своей стороны, заявляют, что готовы договариваться с Борисом Смирновым, несмотря на то что он ведет себя, с их точки зрения, нелогично, "не как бизнесмен". Но переговоры переговорами, а упреждающие действия не помешают. На последнем акционерном собрании проведено решение о дополнительной эмиссии акций Торгового дома. Представитель новых акционеров г-н Серов объясняет это исключительно намерением привлечь дополнительные инвестиции. Между тем в наших широтах последствия допэмиссии являются секретом Полишинеля.