Мировые рынки

Андрей Кобяков
13 ноября 2000, 00:00

Выборы президента США дестабилизировали финансовые рынки. Интервенции ЕЦБ помогли не евро, а иене

Неопределенность, сложившаяся вокруг президентских выборов в США, была одним из главных факторов, вызывавших повышенные колебания валютных курсов на прошедшей неделе.

Доллар поднимался и опускался в зависимости от изменения шансов Джорджа Буша на победу. У трейдеров сложилось мнение, что его победа может в краткосрочной перспективе позитивно сказаться на курсе доллара. Во-первых, главный советник Буша по экономическим вопросам Лоуренс Линдсей (возможно, будущий министр финансов) осудил участие США в совместных валютных интервенциях в защиту евро 22 сентября. Во-вторых, в своей предвыборной программе Буш обещал снизить налоги. Но последующее за этим увеличение потребительских расходов усилит инфляционное давление, что может заставить ФРС пойти на дальнейшее повышение учетных ставок.

Другим важным фактором были интервенции в поддержку евро со стороны ЕЦБ, которые проводились 3, 6 и 9 ноября. По мнению ряда экспертов, ЕЦБ стремился заставить спекулянтов принять в расчет дополнительный риск, связанный с интервенциями, чтобы ограничить снизу колебания евро в условиях повышенной волатильности валютных курсов, вызванной событиями на Ближнем Востоке и вокруг президентских выборов в США. Если это так, то цель была достигнута. Если же целью было повышение курса, то акция Европейского центробанка явно провалилась, поскольку, несмотря на краткосрочный подъем евро до 0,8800 доллара, после третьего раунда интервенций к закрытию американских торгов 9 ноября курс оказался на отметке 0,8660, то есть на том же уровне, на котором он был, когда ЕЦБ начал покупки евро 3 ноября. Следует отметить, что объективная экономическая информация из Европы была противоречивой. В Италии объем промышленных заказов в августе увеличился на 18,9% по сравнению с августом прошлого года. Использование производственных мощностей во Франции достигло в октябре 88,2%. В то же время многое указывает на то, что пик нынешнего бизнес-цикла в Европе пройден. Индекс деловой активности в сфере услуг в еврозоне снизился до 57,5 (последний раз это значение наблюдалось в июне 1999 года). В Германии в сентябре отмечено падение промышленного производства на 1,6%, а производственных заказов - на 4,6%.

Продажи долларов со стороны ЕЦБ больше всего помогли иене, курс которой на некоторое время поднимался до 106,65 за доллар и стабилизировался в районе 107. Укрепление иены произошло несмотря на неблагоприятные экономические данные, поступавшие из Японии в течение всей недели. Реальные расходы потребителей сократились в июле-сентябре на 2,1% по сравнению с тем же периодом прошлого года, причем падение расходов наблюдается уже пятый квартал подряд. В октябре отмечено сокращение объемов банковских кредитов на 4% по сравнению с октябрем прошлого года (этот показатель падает в течение последних 34 месяцев). Октябрьские оптовые цены оказались на 0,3% ниже, чем в сентябре, - это указывает на то, что дефляционная тенденция пока не преодолена.

Курс фунта стерлингов за неделю снизился с 1,45 до 1,42 доллара. Как и ожидалось, Банк Англии оставил учетные ставки на прежнем уровне. Цены на дома в Великобритании (показатель, которому Банк Англии уделяет повышенное внимание) снизились в октябре на 0,4%. В результате рост цен на дома в годовом исчислении упал до самого низкого уровня за последние 17 месяцев (5,7%). В октябре отмечено также падение розничных цен на товары в магазинах на 0,5%. Инфляционное давление явно ослабевает, и на первый план среди мотивов, определяющих позицию Банка Англии в вопросе о ставках, начинает выходить торговая политика. Деловые круги Великобритании явно заинтересованы в радикальной девальвации фунта. Генеральный директор Конфедерации британских производителей Дигби Джоунс заявил, что присоединение Великобритании к Европейскому валютному союзу сейчас, когда курс фунта стерлингов составляет 3,4 немецких марки, означало бы смерть британского бизнеса. Падение промышленного производства в Великобритании составило 0,4% в августе и 1,1% в сентябре - немалую роль в этом, по-видимому, сыграл высокий курс фунта.

Цена декабрьских фьючерсов на нефть 9 ноября составила в Лондоне 32,15 доллара за баррель, а в Нью-Йорке - 33,85 доллара. Рост цен связан с ожидающейся холодной зимой в основных нефтепотребляющих странах и низким уровнем запасов топлива. В обзоре Международного энергетического агентства данная проблема диагностируется как краткосрочная - в средне- и долгосрочной перспективе эта организация оптимистично оценивает баланс спроса и предложения. Однако оборотной стороной оптимизма потребителей является тревога производителей. Несколько высокопоставленных представителей ОПЕК заявили об избыточном предложении нефти, которое может привести к новому падению цен в первом полугодии 2001 года. По их мнению, уже в ближайшее время странам ОПЕК следует обсудить вопрос о сокращении поставок нефти на рынок.

При подготовке рубрики использовались данные информационного агентства "МФД-ИнфоЦентр" и ИК "Церих Кэпитал Менеджмент"