В четверг 16 ноября по каналам информационных агентств прошло сообщение о покупке "Сибирским алюминием" контрольного пакета акций одного из крупнейших российских предприятий - Горьковского автозавода. Директор ГАЗа Николай Пугин сопротивляться поглощению долго не будет. Согласование условий выхода г-на Пугина из бизнеса находятся уже в завершающей стадии, и сводятся они лишь к форме и размеру вознаграждения.
Полгода назад "Эксперт" рассказал о формировании суперкорпорации - холдинга, объединяющего крупнейшие предприятия черной, цветной металлургии и энергетики. Авторами и исполнителями не оформленного юридически ЗАО "Россия" стали Олег Дерипаска, Искандар Махмудов и Роман Абрамович, а крестными отцами - Михаил Черной и Борис Березовский. Анализ истории возникновения этого монстра позволил спрогнозировать направления его дальнейшего разрастания - еще больше железа, меди, энергии. Наши прогнозы стали быстро оправдываться: сначала появилась информация о попытках вторжения в сферу интересов компании "Северсталь" (например, была организована скупка акций одного из ее главных поставщиков - Ковдорского ГОКа), потом - о внедрении на трубный рынок. Однако оказалось, что планы группы гораздо обширнее.
Семейный брэнд
Российская история помнит лишь один случай постприватизационного поглощения такого огромного предприятия, как ГАЗ: в 1998 году было перехвачено управление на Магнитогорском меткомбинате. В случае с ММК новые его владельцы не потратили слишком много денег на скупку акций - на тот момент прошла почти незамеченной информация о таинственном исчезновении из реестра ряда акционеров. "Сибал" же акции ГАЗа действительно скупал на рынке (а не чистил с помощью правоохранительных органов реестр), а значит, заплатил за них очень много денег. Сколько?
Два года назад "Газпроминвестхолдинг" потратил примерно 100-150 млн долларов на покупку контрольного пакета акций Лебединского ГОКа, по размерам в пять раз меньшего, чем пакет ГАЗа. С учетом дефолта примерно в такую сумму должно было обойтись "Сибирскому алюминию" новое приобретение. Примерно та же сумма получается, если исходить из размера капитализации ГАЗа (см. рейтинг "Эксперт-200") - 160 млн долларов. Откуда у "Сибала" такие деньги, да и вообще, с какой это стати бывшая алюминиевая корпорация подалась в автомобилестроение?
"Сибирский алюминий", которому формально приписывается главная роль в сделке с ГАЗом, уже давно не является ни самостоятельным игроком, ни алюминиевой компанией. По поводу самостоятельности. В интервью газете "Ведомости" от 1 ноября этого года Михаил Черной прямо сказал, что главных партнеров в российских проектах у него двое - Искандар Махмудов и Олег Дерипаска. Первый отвечает за черную металлургию и медь, второй - за алюминиевую отрасль. Однако г-н Махмудов - старший партнер, и на правах "старшего" он имеет определенную долю в проектах г-на Дерипаски, в том числе и в "Сибирском алюминии". А значит, решение о приобретении автомобильного завода принималось не на уровне "Сибирского алюминия", а существенно выше. Кроме того, после создания "Русского алюминия" алюминиевые активы "Сибала" были, естественно, переведены в новую компанию, так что остались только раскрученный брэнд и юридическая оболочка. И в этом своем новом качестве "Сибирский алюминий" идеально подходил для Махмудова и Дерипаски в качестве отсутствовавшего до последнего времени в группе финансового оператора и управляющей компании в новых совместных проектах, в том числе и в проекте внедрения на автомобильный рынок.
И последнее. Почти все крупные приобретения группы так или иначе основывались на мотивах вертикальной интеграции. История с поглощением ГАЗа не исключение. С одной стороны, завод - крупный потребитель чугуна и стали, которые производятся на заводах, принадлежащих Искандару Махмудову и Александру Абрамову (партнер группы по черной металлургии). С другой - перспективный потребитель высоких переделов алюминия (например, колесных дисков из алюминиевых сплавов), сбытом которого озабочен Дерипаска как совладелец "Русского алюминия".
Они уже спустились с горы
ГАЗ - не первое приобретение группы Махмудова-Дерипаски в машиностроении. Не так давно "Сибал" купил контрольный пакет Павловского автозавода. А совсем недавно стало ясно, что он близок к поглощению Заволжского моторного завода - основного поставщика моторов для ГАЗа. Но и это не предел: близится к завершению формирование подшипникового холдинга. В его состав войдут 1-й Московский, Волжский, Пензенский и Самарский подшипниковые заводы. Собиратель этой мини-группы - влиятельный в Волгоградской области предприниматель Олег Савченко. Однажды он обмолвился, что уже есть принципиальная договоренность с главным поставщиком ВПЗ, Волжским трубным заводом, о создании единого холдинга. Но, как известно, контрольный пакет акций ВПЗ - у МДМ-банка, финансового оператора группы Махмудова-Дерипаски. Не исключено, что новое образование станет очередным звеном в их империи, а г-н Савченко получит статус младшего партнера.
И опять в хаотичном на первый взгляд нагромождении новых предприятий прослеживается знакомый мотив вертикальной интеграции. Так или иначе, все они связаны узами единой технологической цепочки - от добычи сырья до производства розничного продукта.
Не исключено, что холдинг будет расширяться и дальше. Спать спокойно могут лишь несколько российских монстров, расположившихся в первой десятке списка "Эксперт-200", - два естественных монополиста (РАО "ЕЭС России" и "Газпром"), семь крупнейших нефтяных компаний с устоявшимися акционерами, "Норильский никель" и "Алмазы России - Саха". А вот все остальные энерго- и металлоемкие предприятия - потенциальные объекты для поглощения.
Первым в очереди, видимо, стоит АвтоВАЗ - тому есть ряд косвенных свидетельств, начиная от уже ходящих по рынку зловещих слухов и заканчивая растущей активностью на рынке акций этого завода.
Следует ожидать обострений и в черной металлургии. Прежде всего в связи с металлургическими активами "Газпроминвестхолдинга" - Лебединским ГОКом и Оскольским электрометаллургическим комбинатом. Сдерживать натиск группы Махмудова-Дерипаски придется главному потребителю руды и окатышей ГОКа - Новолипецкому металлургическому комбинату и его гендиректору Владимиру Лисину, который со своей стороны наверняка будет искать поддержки у гендиректора "Северстали" Алексея Мордашова.
Весьма обеспокоены своим будущим и владельцы более мелких предприятий. Например, как рассказал гендиректор Объединенной металлургической компании (в нее входят Выксунский и Чусовской металлургические заводы, занявшие в рейтинге по объемам продаж "Эксперт-200" 105-е и 114-е места соответственно) Анатолий Седых, Выксунский металлургический завод (75% акций которого находится в одних руках, и поэтому просто купить его сложно), пытались обанкротить уже трижды.
Откуда такая мощь
За строительством этого суперхолдинга следует наблюдать с замиранием сердца. По нескольким причинам.
Во-первых, никогда ранее частная компания не осуществляла столь грандиозное собирание активов в четко построенных технологических цепочках. Банкиры, создававшие финансовые группы, действовали куда более хаотично.
Во-вторых, группе Махмудова-Дерипаски каким-то удивительным образом удается никогда не совершать ошибок и никогда не проигрывать.
В-третьих, вполне можно предположить, что власть поддерживает создание первого российского чеболя или, по крайней мере, никак не собирается этому препятствовать. Вспомним, сколько шума было вокруг каждой попытки поглощения даже средней руки завода еще два-три года назад: письма президенту, рабочие забастовки, вопли в прессе и т. д. Сейчас - тишина. А это значит, что еще находящийся при деле, но уже поглощаемый бизнес почти не видит перспектив своей поддержки со стороны власти. Власть отстраняется от арбитража в новом переделе собственности и молчаливо поддерживает сильнейшего.
В-четвертых, имея поддержку властей, любая группа может использовать для расширения сферы своего влияния весь свой капитал, включая тот, что до последнего времени работал на безмятежных поедателей "баунти". И скорее всего именно это и происходит. Откуда, в самом деле, даже крупный бизнес может взять внутри России более миллиарда долларов незаемных средств, потраченных на скупку акций только в течение последнего года (имеется в виду общая сумма, затраченная на поглощения всеми крупными фигурантами рынка, начиная от сделок с БрАЗом, КрАЗом и АГК и заканчивая скупкой акций Белокалитвенского ПО, "Иркутскэнерго", трубных заводов и предприятий машиностроения). Годами вывозимая за границу и оседаемая в офшорах прибыль наших металлургических и нефтяных предприятий искала только подходящий момент для возврата. Для некоторых он уже наступил.
В принципе возможность создания в России гигантских корпораций прогнозировалась давно. И ничего априори дурного (или, напротив, хорошего) в этом нет. Вопрос лишь в том, что будет дальше происходить с объединенными активами. Готовы ли, к примеру, менеджеры "Сибала" сделать из ГАЗа современную автомобильную компанию? К сожалению, пока своими светлыми планами с широкой публикой они делиться не хотят.
Использованы материалы информационных агентств "Интерфакс" и "Прайм-ТАСС"
В подготовке статьи принимал участие Константин Краснопольский