Газовая дипломатия

20 ноября 2000, 00:00

В начале ноября Украина предприняла очередную попытку сохранить существующий маршрут поставки российского газа в Европу. В ходе визита в Киев председателя Европейской комиссии Романо Проди украинское руководство, отчаянно пытающееся вписаться в создаваемый европейско-российский газовый альянс, сообщило ему о своих планах по установлению совместного российско-украинско-европейского контроля над газотранспортной системой (ГТС) страны. В качестве участников с российской стороны предполагается увидеть "Газпром" либо другую уполномоченную Москвой компанию, с европейской - основных потребителей российского газа либо некую общеевропейскую структуру, например ЕБРР.

В ходе переговоров Киев изложил уже ставшую традиционной позицию относительно строительства "обходного" газопровода. Украинцы признают, что нынешней пропускной способности ГТС (170 млрд кубометров в год) не хватает, чтобы полностью обеспечить возрастающие потребности Европы в газе, которые, как предполагается, в ближайшем будущем с нынешних 120 млрд кубометров увеличатся в два раза. Однако при относительно незначительных инвестициях (сравнительно с затратами на строительство нового газопровода) пропускную способность украинской трубы можно увеличить, по словам Леонида Кучмы, до 180-190 млрд кубов в год, а по оценке главы парламентского комитета по вопросам ТЭК Александра Гудымы - и до более 200 млрд (в частности, доведя до ума газопровод Торжок-Долина). Таким образом, по мнению украинских экспертов, форсирование Россией строительства "обходняка" через Белоруссию вызвано не экономической необходимостью, а стремлением Москвы шантажировать Украину, чтобы та передала ей под полный контроль всю систему газопроводов страны. Поэтому Киев предлагает закрыть газовый вопрос при помощи совместной российско-европейской эксплуатации "трубы" и инвестиций в ее модернизацию.

Леонид Кучма, уловив намечающийся поворот в отношениях между ЕС и Россией, пытается вписаться в создаваемый энергетический союз, сохранив при этом паритетное влияние русских и европейцев на политику Украины. Стремление Киева модернизировать собственную систему газопроводов также объясняется и тем, что в ближайшее время они просто могут прекратить функционировать из-за выработки ресурса.

Романо Проди во время своего посещения Киева, естественно, не делал никаких определенных заявлений по поводу предложений украинской стороны, ограничившись обещаниями "в любом случае учитывать интересы Украины и возможности ее транспортных магистралей".

Что касается позиции России, то, судя по всему, в общении со странами СНГ Кремль решил перейти к языку ультиматумов. На прошлой неделе в российской прессе появились сообщения, что премьер-министр Михаил Касьянов намерен предложить своему украинскому коллеге Виктору Ющенко документ "по обеспечению государственных гарантий для недопущения несанкционированного отбора газа". Если Киев согласится, а потом будет продолжать привычную практику по хищению газа, Украина может оказаться в международном суде.

Для ультимативного тона в переговорах с Украиной у Москвы есть все основания. Увеличения транзита газа в Европу "Газпром" планирует произвести за счет двух ниток трансъевропейского трубопровода Ямал-Европа, проложенных через территорию Белоруссии, а не через трубопроводы Украины. Это станет возможным благодаря строительству нового газопровода-перемычки от Кобрина (Белоруссия) до Велке-Капушаны (Словакия). Более того, "Газпром" через пять-восемь лет может проложить газопровод по дну Балтийского моря, дополняющий два других экспортных пути для российского газа. По оценкам некоторых экспертов, только белорусско-словацкая перемычка лишит Украину трети объемов российского газового транзита, а ее бюджет потеряет в результате этого 10% доходов.

Однако планы российских газовиков могут спутать некоторые восточноевропейские страны. Не так давно министр экономики Польши Янош Штайнхоф заявил о необходимости создания своеобразного союза транзитных государств. В него, предположительно, могут войти Польша, Словакия и Украина. Союз должен регулировать вопросы стоимости транзита газа, обсуждать пути прокладки новых маршрутов и прочее. Таким образом, если планы поляков воплотятся на практике, между потребителями газа из ЕС и российскими его поставщиками появится своеобразный буфер, с которым придется договариваться как европейцам, так и россиянам вне зависимости от того, построят газопровод в обход Украины или нет.