Из России с начесом

Культура
Москва, 20.11.2000
«Эксперт» №44 (256)

В северной столице художественная общественность отметила октябрьские праздники выставкой "Память тела. Нижнее белье советской эпохи". Армия подштанников, сорочек, купальников, лифчиков и комбинаций оккупировала часть Петропавловской крепости, принадлежащей Государственному музею истории Санкт-Петербурга.

Да, советское белье - вещь легендарная. Кто не знает байку о том, как то ли Жерар Филипп, то ли просто впечатлительный француз, сраженный наповал советскими женскими панталонами, закупил в ГУМе целую партию, чтобы будоражить родину невиданным зрелищем. Теперь в роли тех самых французов могут выступить посетители выставки, которые уже успели соскучиться по трусам семейным и твердокаменным лифчикам. В общем, каждый может убедиться в том, что советское белье буквально со времен революции и до падения берлинской стены было отвратительным и еще раз отвратительным. Да и как оно могло быть иным, когда известно, что дизайн не может совершенствоваться там, где нет конкуренции, а белье - там где нет секса.

Но какое, спросите вы, это имеет отношение к искусству? Да самое непосредственное. Но не потому что оно запредельно прекрасное, а потому что оно в принципе запредельное. Это белье, дизайн которого подчинялся лишь неведомым земному человеку ГОСТам, жило вне законов рынка, вне человеческих законов вообще, как "вещь в себе", как "искусство для искусства", разражаясь то сатиновым беспределом семейных трусов, то начесом женских панталон, то бешеным окрасом купальников, то не пойми откуда взявшейся избыточной роскошью комбинаций. Эта экзотика завораживала и завораживает современных художников и экстремальных дизайнеров вроде Александра Петлюры, любящего шокировать честной народ не только своими коллекциями в духе утильсырья, но и своей любимой престарелой "манекенщицей" пани Броней. Любой, кто хотел отыскать в мире "безобразное" в чистом виде, мог черпать без остановки из бездонных кладовых советского белья.

Но "Память тела" не просто выставка, это современный кураторский проект. И он не был бы таким, если бы его авторы - арт-критик Екатерина Деготь и сотрудник Государственного русского музея и коллекционер Юлия Демиденко - не ставили перед собой обычную для кураторов сверхзадачу: доказать, что то, что обыватель считал черным, на самом деле белое, и наоборот. В данном случае они решили показать, что "советская цивилизация - это вовсе не коммунальность, а напротив, огромный примат частного над общественным". И доказать это должны разнообразные самодельные чулки, творчески пришитые к трусам с целью утешить тех, кому не досталось настоящих гэдээровских колготок, равно как и разнообразно подшитое, украшенное гипюром бельишко. В общем, народ маялся и творил, творил и маялся, как настоящий художник, и все, что мы считали издевательством над человеческим телом и над самой идеей белья, на деле было творчеством. С праздником, товарищи.

У партнеров

    «Эксперт»
    №44 (256) 20 ноября 2000
    Армия
    Содержание:
    Обзор почты
    На улице Правды
    Реклама