Бродячий бизнес

Культура
Москва, 27.11.2000
«Эксперт» №45 (257)
Пора вернуть циркам самостоятельность

Целый год бродила по Иордании труппа русских циркачей с отощавшими дрессированными лошадьми и медведями, безуспешно пытаясь заработать несколько динаров на еду. За это время пара-другая животных умерла, а артисты уже потеряли надежду вернуться на родину. Местные жители успели привыкнуть к этой печальной компании: о ней писали газеты, ее снимало телевидение, но помочь ей вернуться в Россию никто не мог.

Эта труппа подписала контракт с частной антрепренерской фирмой и приехала на гастроли в столицу Иордании - а через некоторое время посредники отказались выполнять свои обязательства. Артисты остались в чужой стране без денег да еще с целым табуном дорогих дрессированных животных. Двенадцать месяцев неудачливые гастролеры влачили жалкое существование поистине в нечеловеческих условиях. В Амман несколько раз приезжали представители Росгосцирка, пытаясь отправить горемык на родину, но дело упиралось в транспортировку лошадей и медведей. Требования к животным, пересекающим границу, намного строже, чем к людям: нужна масса документов - от паспорта владельца до справки о прививках. А если животное сдохло на чужбине, пограничники не пустят его хозяина обратно без кучи заверенных бумаг, подтверждающих этот прискорбный факт. В данном случае документы были оформлены неправильно уже при въезде в Иорданию, а гибель нескольких бедолаг-животных еще больше усложнила ситуацию. Судебное разбирательство, которое могло длиться не один год, автоматически накладывало временный арест на имущество артистов.

Все закончилось тем, что Росгосцирк, потратив несколько тысяч долларов на годовую волокиту, потеряв надежду вернуть лошадей и медведей в Россию, но не желая, чтобы они умерли голодной смертью, оформил дарственную Амманскому зоопарку. И только тогда почерневшие от палящего иорданского солнца и перенесенных страданий циркачи смогли отправиться домой.

Цирк по-советски

Несмотря на сотни маленьких трагедий, подобных этой, уровень российского циркового мастерства по-прежнему остается самым высоким в мире: на престижных международных фестивалях артисты из России стабильно занимают первые места.

Начало расцвета нашего цирка приходится на тридцатые годы, когда наряду с кинематографом он считался "важнейшим из искусств". По всей стране были построены специальные здания для цирковых представлений с небольшим штатом сотрудников. Цирковую продукцию поставили на конвейер. Нужно было принять программу, обеспечить ее успешный прокат в течение запланированного срока, а потом отправить в следующий город. Штаб в Москве контролировал перемещение программ по семидесяти циркам страны. Система работала довольно четко, а существовавшие цены на железнодорожные перевозки и корма позволяли артистам колесить по всей стране и содержать номера с большим количеством животных, в том числе тигров, львов и слонов. В отличие от многих театров, живущих на государственную дотацию, цирк в ней не нуждался. Наоборот, он сам приносил немалую прибыль - а после 1959 года Министерство культуры стало забирать у

У партнеров

    «Эксперт»
    №45 (257) 27 ноября 2000
    Приморье
    Содержание:
    Обзор почты
    Реклама