В середине ноября в овальном зале газеты "Известия" Владимир Довгань представил общественности свой новый бизнес. Он создал компанию с весьма ординарным названием "Служба Владимира Довганя". Теперь бизнесмен собирается продавать населению аудиокассеты "Как одолеть алкоголь", "Как стать стройным", "Как завоевать сердце мужчины", "Стань уверенным в себе", "Бодрость и сила на всю жизнь" и т. д. - всего порядка 20 разных звукотерапий. Кроме заклинаний, Довгань намерен торговать безалкогольными бальзамами, кремами для ног, шампунями и зубными пастами.
У журналистов, собравшихся на пресс-конференцию, новость вызвала легкий испуг. В душу присутствующих закралось подозрение, что г-н Довгань помешался. Но Довгань с ума не сошел. Новый бизнес, как выясняется, способен принести ему колоссальные прибыли. Речь идет о рынке, оценивающемся специалистами как минимум в 500 млн долларов, на котором у "Службы Владимира Довганя" практически нет конкурентов.
Неправильные шарики
Из-за прежних неудач в выпечке батонов, производстве кетчупа, водки и паштета с собственными портретами и создании политической партии отечественное деловое сообщество относится к Владимиру Довганю как к городскому сумасшедшему. Его новый рекламный ролик на телевидении с обещанием дать всем энергетический толчок и показать короткий путь к счастью и богатству только усугубляет ситуацию. К тому же в рекламной речи Довгань упоминает о своем нелегком детстве в глухом таежном поселке со странным названием "Ерофей Павлович" - циничный зритель сразу вспоминает цыган, собирающих по электричкам деньги на пропитание.
Своим соотечественникам Владимир Довгань предлагает 20 разных аудиокассет, а желающим - и компакт-диски. И то и другое стоит одинаково - 70 долларов за штуку. На кассетах записан голос Владимира Викторовича, наложенный на тихую светлую музыку. На диске под названием "Бодрость и сила на всю жизнь" голос звучит радостно. Под музыку Шумана, Баха, Вивальди и Роберта Майлза бизнесмен медленно повторяет: "Сила. Я сильный", "Молодость. С каждым днем я молодею", "Прибыль. Мой бизнес прибыльный", "Счастье. Я хочу, чтобы все люди на земле были счастливы".
На диске "Как одолеть алкоголь" голос Владимира Викторовича исполнен трагизма. Иногда Довгань кричит. Под музыку он повествует о том, как его пьяный охранник застрелил в голову девятнадцатилетнюю девушку, а затем предлагает слушателям "каждой клеточкой своего тела ощутить боль". При помощи довганевских кассет россияне также смогут избавиться от курения, бессонницы, овладеть профессией продавца и так далее.
Добиться таких полезных результатов от элементарного прослушивания кассеты возможно благодаря "ресурсным гармониям". То есть эффективному для человеческого организма сочетанию собственного дыхания, музыкального ритма, частоты звука и голоса (пациент должен громко повторять за Довганем слова и активно жестикулировать). "С помощью этих методик я хочу создавать людям положительное настроение, дарить им уверенность в себе, - говорит Довгань. - Ведь от наших мыслей напрямую зависит наше здоровье. Если сознание человека представить в виде трехлитровой банки, то мы увидим, что она наполнена шариками. Черные шарики - негативные эмоции. Белые - положительные. Я хочу, чтобы белых шариков было больше".
Белых шариков россиянам добавят также довганевские жизнетоники четырех типов: "Здоровье", "Энергия", "Гармония" и "Любовь". Производят их из экстрактов подорожника, ромашки, шалфея, зеленого чая и оленьих пантов. Цена - 50 долларов. Для борьбы со стрессом в ассортименте биодобавок есть еще астроген "Лоовит" за 130 долларов. Его делают из росы, душистого перца, липового цвета и корня женьшеня. Разливают астроген в бутылки из моравского цветного стекла с пробкой из коркового дерева, растущего на Сицилии возле вулкана Этна. Для борьбы с кариесом и парадонтозом в "Службе Владимира Довганя" припасена зубная гомеопатическая паста по 10 долларов за тюбик.
Колдовская дивизия
Масштабный выход Довганя на рынок колдовских услуг только на первый взгляд кажется наивным. Удивительно как раз то, что до Владимира Викторовича никто в России не попытался построить на этом серьезный бизнес. Ни одна светлая голова не приняла в расчет общее помутнение рассудка соотечественников.
Панацеи пользуются у нас в стране высоким и стабильным спросом. Причины вполне прозаичны. Качественная медицина недоступна большинству граждан, а болезней и стрессов у всех - хоть отбавляй. Людям приходится прибегать к нетрадиционным решениям. В России, например, работает компания "Лавка жизни", торгующая бальзамом "Таежный", жизнетоником "Бодрость", кремом от боли в ногах "Елена", таблетками из водорослей "Спирулина" и тому подобными чудесными препаратами. Ее специалисты не находят в своем бизнесе ничего паранормального. Напротив, они оценивают потенциал своего рынка в сумму порядка 500 млн долларов (!) в год. Для сравнения: примерно такая же емкость, например, у российских рынков мебели и автомобильных покрышек.
"Этот рынок пуст, - утверждает генеральный директор компании "Лавка жизни" Алексей Маковеев. - Мы освоили его, дай Бог, процентов на двадцать. Кроме нас, продажей и промышленным производством парапрепаратов практически никто не занимается". Таким образом, о серьезной конкуренции говорить не приходится. На этом рынке пока работают в основном кустарными методами всевозможные любители - тетушки-ворожеи, повивальные бабки, черные и белые маги, шаманы и экстрасенсы, освоившие по специальным пособиям рецепты заговора бородавок, привораживания неверных мужей и лечения грыжи настоем из толченых ящериц.
Наиболее яркими представителями этой демократической общественности были в свое время, если помните, г-н Чумак на пару с г-ном Кашпировским. Один заряжал воду по телевизору, второй ездил по стране с гастролями и гипнотизировал целые стадионы просьбами отказаться от недержания мочи. Однако ни тому ни другому не удалось превратить свои заклинания в полноценный продукт и организовать грамотную поставку его на рынок.
Довгань - персонаж совсем другого масштаба. Как бы ни потешались над ним серьезные предприниматели, Владимиру Викторовичу нельзя отказать во владении классическими методами менеджмента и маркетинга. А это уже совсем другая песня. Как показывает опыт той же "Лавки жизни", достаточно выпустить понятный покупателю продукт и грамотно организовать его сбыт, и результаты получаются феноменальные. Дистрибуторская сеть "Лавки" - это всего-навсего небольшие фирменные киоски в людных местах, ассортимент и цены которых ориентированы на небогатого покупателя. "В этом году на нашу продукцию был ажиотажный спрос, - говорит г-н Маковеев. - Продажи увеличились в три раза. Число торговых точек за год возросло с шестисот до двух тысяч по всей России". В следующем году в "Лавке жизни" ожидают как минимум удвоения текущих результатов.
Но это - мази и таблетки по 50 рублей. Насколько эффективными могут оказаться продажи 70-долларовых кассет с успокаивающим голосом Довганя? Впрочем, идею Владимир Викторович взял не с потолка. На Западе методики приобретения власти над своими эмоциями и образом жизни (называется это простым словом "нейролингвистическое программирование" (NLP)) очень популярны, а торговля ими - весьма продвинутый бизнес. Продажа продукции такого рода осуществляется уже лет двадцать. Она приносит большие деньги. Например, американская звезда NLP Энтони Роббинс уже заработал на своих аудиокассетах около 6 млрд долларов. Непосредственное участие в его тренинге - они обычно проводятся на стадионах - стоит 1200-1700 долларов. Нужно заметить, что такие мероприятия собирают на трибунах, например, в Германии до 5 тысяч человек. "Я тренером быть не хочу, - говорит Владимир Довгань, - это отнимает много времени и сил, мне интересней заниматься торговлей".
Оценить, сколько можно заработать на волшебных кассетах в России, пока сложновато. Однако за три первых недели работы "Служба Владимира Довганя" уже успела продать более 4 тысяч кассет, а также более 10 тысяч бальзамов и жизнетоников. Такой неплохой результат объясняется не просто пустотой рынка. Свои заклинания и панацеи Довгань оснастил идеально подходящей для товара подобного рода системой дистрибуции. Чудодейственные препараты и аудионосители продаются при помощи сетевого маркетинга. В подчинении Довганя по всей стране уже целая дивизия. В агенты его сети записались около трех тысяч человек.
Применение многоуровневого маркетинга в колдовской практике - фактически открытие. До Довганя этого никто и никогда не делал. Например, Роббинс продает свои кассеты только через телемагазины и на своих тренингах, что ограничивает количество его покупателей. А тут к вам прямо на дом или на работу придут миленькие девушка или юноша и эффективнее любого телевизора за час объяснят всю пользу от жизнетоника, например от "Любви", или уговорят вас стать стройным, некурящим и непьющим.
Я бизнесмен!
Стать довганевским дистрибутором может каждый. Для этого достаточно зайти на сайт "Службы Владимира Довганя" и самостоятельно выбрать себе будущего начальника по фотографиям. Затем позвонить ему и договориться о встрече. При личном знакомстве вас подробно расспросят о цели жизни, расскажут о трудностях развития личности в эпоху новых технологий. Потом попросят 100 долларов. На них следует накупить бальзамов, жизнетоников или кассет по оптовым ценам. Разница между оптовыми и розничными ценами - и есть заработок рядового дистрибутора. Если вам удастся привести в компанию еще нескольких человек, вы сможете получать от трех до девяти процентов от их закупок и станете руководителем. В принципе это и есть классическая схема сбыта на основе сетевого маркетинга.
Сетевой маркетинг в России давно не новость. Он хорошо прижился здесь и дает неплохие результаты. Сетевые агенты у нас торгуют помадами и скрабами от Avon, Oriflame, Mery Kay. Похожим образом распространяется продукция Herbalife и кастрюли Zepter. Схема эта крайне удобна для всех участников процесса. Потребителю не нужно бегать в магазин. Продавцов не контролируют органы. Они могут не платить налоги, не тратиться сильно на рекламу. Кроме того, компания может реально экономить деньги на зарплате (она зависит от самих продавцов), а также снизить общехозяйственные расходы (содержать большой офис в приличном месте не нужно).
Для реального производителя чудодейственных притирок и таблеток довганевская сбытовая сеть - вообще находка. В отличие, например, от дилеров Zepter, внедряющих в народ только кастрюли по паранормальным ценам, дистрибуторы "Службы В. Д." могут продавать что угодно. Довгань говорит, что к нему может прийти любой производитель и предложить свой товар. Сеть возьмется его реализовывать, если этот товар понравится Владимиру Викторовичу.
В этом, собственно, и кроется единственная угроза, то, что может в очередной раз лишить знаменитого предпринимателя денег. Он, как известно из его предыдущих подвигов, любит заниматься всем подряд: квасом, майонезом, конфетами и политикой, из-за чего не удаются ни квас, ни партия, а самого Довганя принимают за буйнопомешанного. Уже сейчас у Владимира Викторовича горят глаза от открывающихся перспектив. "Я вот собираюсь организовать в Интернете проведение Олимпийских игр, - говорит бизнесмен. - Сейчас ищу на этот проект деньги. Мне понадобится где-то около ста миллионов долларов".
Владимир Викторович! Поставьте себе тихую светлую музыку и повторяйте за нами: "Качество! Мои товары очень качественны! Я удачливый бизнесмен! Моя компания прибыльна!".