Финансовый хай-тек

Экономический анализ
Москва, 27.11.2000
«Эксперт» №45 (257)
Факторинг - незаменимый инструмент для растущих компаний, но в России к нему еще не готовы

Отечественные производители товаров широкого потребления, быстро увеличивающие объемы своего производства в посткризисный период, неожиданно столкнулись с неприятным сюрпризом. Магазины, избалованные обилием предложений от различных поставщиков, вдруг почти поголовно начали капризничать, требуя предоставления отсрочки платежа за товары. Понятно, что наших промышленников подобные требования огорчают необычайно. Отказаться от предоплаты не каждому по карману - оборотных средств у наших предприятий кот наплакал. А не дашь отсрочку магазину - твои товары уступят место на полке продукции конкурента.

Когда в конце пятидесятых - начале шестидесятых западные производители столкнулись с аналогичной проблемой, был изобретен новый финансовый инструмент - факторинг. Изобретение оказалось удачным, это подтверждает бурный рост факторинга в западных странах: если в 1989 году международный оборот факторинга составлял около 90 млрд долларов, то в 1999-м превысил 630 млрд. Похоже, приходит время и нашим соотечественникам брать эту схему на вооружение.

Без кредитной истории

Схема факторинга выглядит достаточно просто. Производитель товара поставляет свою продукцию в торговые точки - магазины, аптеки и т. д. - с отсрочкой платежа. На период, пока деньги магазином не проплачены, факторинговая компания предоставляет производителю кредит. После того как товар продан, у магазинов появляются деньги, которые они перечисляет факторинговой компании в погашение этого кредита.

Принципиальными моментами для факторинга являются три обстоятельства. Первое - отсрочка платежа. Второе - наличие большого числа магазинов, поскольку при этом риск, связанный с возможностью невозврата или задержки платежа одним из них, относительно мал по сравнению с общей суммой кредита. И, наконец, третье - набор дополнительных услуг, предоставляемых факторинговой компанией клиенту. Помимо собственно предоставления денежных средств факторинговая компания может брать на себя еще и страхование рисков, и работу с дебиторами (начиная с проверки платежеспособности покупателей продукции и заканчивая взысканием долга при задержках платежей), и информационно-аналитическое обслуживание, в том числе определение лимитов отгрузки товара, контроль за своевременностью его оплаты, предоставление клиенту отчетов о состоянии дебиторской задолженности, рекомендации по сбытовой политике etc.

"Факторинг - это услуга для быстрорастущих компаний, которая позволяют им быть уверенными в завтрашнем дне, - отмечает начальник управления факторинга компании 'НИКойл' Михаил Трейвиш. - Как бы быстро эти компании ни развивались, они никогда не столкнутся с дефицитом оборотных средств и нехваткой людей, которые будут заниматься обслуживанием дебиторки. В этом, собственно, и заключается смысл факторингового бизнеса".

Без преувеличения можно сказать, что для новых и быстрорастущих компаний факторинг - идеальный инструмент привлечения финансовых средств. "Факторинг - это практически единственная возможность привлечения денег для компа

У партнеров

    «Эксперт»
    №45 (257) 27 ноября 2000
    Приморье
    Содержание:
    Обзор почты
    Реклама