Изнанка Wall Street

Дмитрий Сиваков
27 ноября 2000, 00:00

Правда об американских финансах

Американский рынок капитала и инвестиций есть объект для подражания - это почти аксиома. Операторы этого рынка, инвестиционные банки мирового масштаба со столетней историей, вроде Goldman Sachs, тоже давно стали у нас объектами восхищения, обожествления и прочих культовых действий. Но не стоит поклоняться идолам, надо изучать факты.

Книга Джеймса Стюарта "Алчность и слава Уолл-стрит" (в оригинале Den of Thieves - "Логово воров") посвящена документальному изложению крупнейшей из всех известных финансовых афер. Страсти, бушевавшие в Америке в середине 80-х годов, сильно подпортили репутацию всему инвестиционно-банковскому сообществу и привели к краху фондового рынка в 1987 году. По итогам многолетнего расследования были привлечены к ответственности, в том числе и уголовной, несколько десятков инвестиционных банкиров.

Речь идет о системе инсайдерской торговли акциями, негласно созданной виднейшими банкирами Wall Street и пышно процветавшей, невзирая на законодательные запреты. Десятки миллиардов долларов зарабатывали инсайдеры на информации о намерениях клиентов банков.

Самая простая схема была такова. Банкир X знает, что один из его клиентов хочет сделать предложение о враждебном поглощении некой компании. Он советует банкиру Y, работающему в другом банке, купить акции этой компании, пока те еще не выросли в цене. Y совет исполняет, в результате чего пополняется как прибыль его банка, так и его личный счет в швейцарском банке. Далее процедура повторяется, только теперь уже аналогичные советы Y дает X, используя инсайдерскую информацию от своих клиентов. "Жадность - это хорошо," - так сформулировал главный принцип инсайда известный спекулянт и специалист по инсайдерской торговле Айвен Боски, обладавший единоличной покупательной мощью в 3 млрд долларов.

Жадных американских банкиров, как это явно следует из книги Стюарта, подвела их же собственная жадность. Экономя на конспирации, они забыли, что мелкие брокеры, выполнявшие их приказы (точнее, приказы швейцарского банка, где инсайдеры держали деньги), сами начнут тупо дублировать сделки своих прозорливых клиентов. Тем самым занося инсайдерскую торговлю во все отчеты, проводки и банковскую бухгалтерию под самый нос американской Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC), призванной следить за рынком.

В итоге на инсайде "погорели" несколько столпов рынка. Например, под следствием признал свою вину в одном преступлении Роберт Фримен, банкир из Goldman Sachs. Но наибольшим потрясениям подверглась компания Drexel - в то время едва ли не самый крупный инвестбанк в мире, после скандала в одночасье обанкротившийся. Ее главным сотрудником, приносящим банку основную прибыль, был Майкл Милкен - начальник отдела высокодоходных облигаций. Этот человек заработал в 1986 году 550 млн долларов - это оказалось даже больше, чем вся прибыль Drexel. "Мы нападем на Ford, General Motors и IBM и заставим их дрожать от страха", - говорил Милкен своим коллегам в пору расцвета бизнеса. Дело против самого могущественного финансиста Америки, который за один год умудрялся размещать эмиссий "мусорных" облигаций (junk bonds, то есть бумаг с высоким риском непогашения) на 125 млрд долларов, тянулось четыре года. По его итогам Милкен заплатил 1,1 млрд долларов штрафов и получил десять лет тюрьмы.

Остановимся на этом. Книгу Стюарта, обильно наполненную фактами, невозможно пересказать - в этом ее главная ценность. Ее надо читать и перечитывать. Обилие информации, изложенной автором, делает ее для американских читателей, судя по приведенным отзывам, "перегруженной подробностями", а для российских - сущим кладезем для "непрофильных" изысканий. Скажем, Стюарт не стесняется обсуждать национальное происхождение капитала ведущих американских инвестбанков.

Читатель на наглядных примерах узнает о любопытных деталях работы американской судебно-процессуальной системы, которая официально поощряет заключение сделок со следствием ("стукачество") и конвертацию вины в штрафы ("откуп").

Или вот такое наблюдение. Американская комиссия по ценным бумагам и биржам устроена очень интересно. С одной стороны, она наделена рядом оперативно-следственных прав, с другой - ее штат почти полностью состоит из профессиональных юристов, для которых ковыряние в исподнем инвестбанкиров - шаг в карьерной лестнице на пути к партнерству в преуспевающих адвокатских конторах. Разительное отличие от ФКЦБ, российского аналога SEC, где бал правит скорее бюрократия, нежели юриспруденция.

P. S. Книга Стюарта написана в 1992 году. Прочитавшие ее, быть может, заинтересуются, что же стало с Майклом Милкеном, финансовым королем Америки 80-х. Милкен в 1993 году освободился "по амнистии" из заключения с диагнозом рак простаты. Вегетарианством, медитацией, йогой и ароматерапией ему удалось излечиться. Написал книгу о том, как победить рак, мгновенно ставшую бестселлером. С 1996 года инвестирует в образовательный бизнес. Уже поглотил примерно 30 компаний с общим объемом продаж более 1,5 млрд долларов.