Металлический экспресс

Экономический анализ
Москва, 27.11.2000
«Эксперт» №45 (257)

В середине ноября Фонд развития трубной промышленности, объединяющий 11 крупнейших российских трубных заводов, на долю которых приходится около 90% объема производства отрасли, объявил о создании электронной торговой площадки - emetex (metal express). Площадка создана как открытое акционерное общество, цель проекта - увеличение ликвидности рынка металла и металлопродукции и снижение трансакционных издержек. Кроме того, за счет новой площадки заводы рассчитывают увеличить объемы производства: сейчас производственные мощности используются в среднем на 30%.

Пока что мировой опыт функционирования электронных торговых площадок сложно назвать успешным. Прокатившийся в первом полугодии по миру, а затем и по России бум анонсирования электронных площадок, по сути, кончился ничем. Эксперты компании Andersen Consulting основными препятствиями называет сложности управления площадкой, где работают несколько участников, каждый из которых преследует собственный интерес. Для России более характерна другая проблема - сложность интеграции внутренних систем участников с электронной площадкой. Электронный бизнес требует оперативной организации сбыта и поставок, а у многих компаний в России нет элементарных систем автоматизации.

Впрочем, у объявленной площадки шансов стать действующим механизмом больше, чем у других. Во-первых, здесь впервые желание участвовать изъявили несколько конкурирующих игроков. Во-вторых, система подразумевает наличие механизма гарантий, что обезопасит ее от пустых заявок. Продавец или покупатель будет обязан внести до 5% от размеров оферты, которые будут удержаны в случае отказа игрока от заключенной сделки. И в-третьих, определенный уровень автоматизации на заводах уже есть, и здесь требования торговой системы будут подталкивать их к более активному внедрению информационных технологий.

И все же вопрос - не развалит ли конкуренция площадку? - остается острым. Изначально каждый завод строился с расчетом на выпуск труб определенного сортамента и у каждого предприятия была своя специализация. Но сейчас заводы расширяют диапазон продукции, следуя запросам рынка, в результате чего возникают пересечения. Если заводам придется играть по всем правилам на одном информационном поле, конкуренция неизбежно вызовет падение цен. "Заводы сегодня готовы к более открытому конкурентному рынку, и снижение цен не катастрофично, - считает Дмитрий Пальцев, председатель совета директоров Северского трубного завода. - Лучше быть первым в создании такой системы, потому что ее необходимость очевидна. Даже если мы что-то потеряем от падения цен в краткосрочном периоде, то за счет того, что мы будем более точно улавливать нужды клиентов, быстрее и эффективнее исполнять заказы, мы станем более жизнеспособными в долгосрочной перспективе".

У партнеров

    «Эксперт»
    №45 (257) 27 ноября 2000
    Приморье
    Содержание:
    Обзор почты
    Реклама