Коллегия Госстроя и коллегия Минкультуры России на совместном заседании обсудили, когда и как будут приведены в порядок здания двух крупнейших музыкальных театров страны - Большого и Мариинского.
Большой театр еще в 1993 году решили срочно привести в соответствие с мировыми стандартами. С тех пор не прекращаются споры между архитекторами, предлагающими проект масштабной реконструкции (Михаил Хазанов, Михаил Белов и Нодар Кончели из ЗАО "Курортпроект") и реставраторами (Центральные реставрационные мастерские при Минкульте).
Сторонники реконструкции, руководствуясь девизом "Театр нельзя превращать в музей", предложили размуровать второй оригинальный портик Осипа Бове, в результате старых перестроек замурованный внутри сценической части, и поместить его туда, где ему самое место, то есть на задний фасад театра, а на освободившемся пространстве создать арьерсцену и два кармана для подготовки и смены декораций. Реставраторы же, считая это слишком радикальным вторжением в памятник архитектуры, предлагают ограничиться научной реставрацией в здании, а расширение площадей производить за счет подземных помещений - то есть, попросту говоря, перенести репетиционные залы, гримерные и склады в яму глубиной 20 метров. Правда, кажется, заклинания гидрогеологов, предрекавших всему району вокруг Большого театра судьбу злополучного участка Большой Дмитровки, произвели впечатление на строителей, и сам вице-премьер московского правительства Владимир Ресин предостерег реставраторов от излишнего углубления в недра, что, кажется, ставит крест на "музейном" проекте.
Обсудив ситуацию, Госстрой и Минкульт решили подготовить на основании уже существующих материалов задание на доработку проекта реконструкции театра - с тем, чтобы в 2002 году можно было начать реконструкцию. А к марту будущего года решено завершить филиал Большого, куда на время реконструкции переберется труппа.
Если Большой театр уже почти готов надолго одеться в леса, то у Мариинки все еще впереди. В проекте Дворец Первой пятилетки, вместе с прилегающим к нему кварталом, должен превратиться во вторую сцену, а связь между двумя зданиями будет осуществляться по прозрачному коридору, перекинутому через Крюков канал. По этому коридору, по вечерам мистически подсвеченному, поедут из здания в здание реквизит и декорации - публика будет получать удовольствие, даже не заходя в театр. Видимо, отдаленность перспектив способствует возвышенным фантазиям.