Повод включить радио

Культура
Москва, 27.11.2000
«Эксперт» №45 (257)
В столичном FM-диапазоне происходят серьезные изменения

Перестать слушать радио - все равно как бросить курить и скрыться от курящих. Невозможно практически: все равно будут стрелять сигаретку, просить огонька и пыхать дымом в лицо. Можно не смотреть телевизор, не читать газет и уехать в загородный дом, но фразочка "оставайтесь с нами" достанет вас и там. Я перестал слушать радио с тех пор, как сменил радиоплейер на уютную CD-игрушку, но знаю все слоганы и узнаю диджеев по голосам - потому что езжу в машинах, хожу в магазины и вообще живу в городе, где даже урны обклеены лицами популярных радиоведущих.

О "Русском радио" я узнавал по анекдотам от Фоменко, о "Нашем" - по фестивалю "Нашествие", был на премии "Стопудовый хит" радиостанции "Хит-FM" и вертел в руках CD-сборники "Радио максимум" и "Европы плюс". Радиостанции метят пространство всеми возможными способами. Среди самых изощренных - заставить автовладельца украсить свою машину компактным логотипом, обещая сотни призов тому, кто на это решился. Такого рода игры есть в арсенале каждой уважающей себя станции: высмотри в ряду машин "лузера" с наклейкой, запомни номер, позвони, и тебе улыбнется удача. Или ему - от правил зависит.

Настройся на лучшее

Еще не так давно все радиостанции выглядели на редкость похоже - поскольку пытались повторить успех "Европы плюс", то есть угодить всем и каждому. Тот немудреный факт, что успех "Европы" - не в продуманном наполнении эфира, а по большей части в том, что они просто были первыми, как-то не приходил в голову программным директорам конкурирующих радиостанций. Время показало, что формат "всего понемножку" перестал интересовать слушателей: "Европа плюс" уступила пальму первенства "Русскому радио", а схожая по подходу станция "Хит-FM", не так давно замыкавшая тройку лидеров, нынче находится аж на седьмом месте (данные "Комкон-2" за сентябрь-октябрь 2000 года).

Это вовсе не значит, что убыточна сама идея "хитового радио", но идею эту, как выяснилось, нужно долго и муторно прилаживать к нынешним потребностям рынка. Так поступило, например, "Радио Семь на семи холмах", никогда особенно звезд с неба не хватавшее. Свой успех они вымучивали аж с 1995 года: выбраковывая проходные песни, отбирая те, что действительно нравятся большинству слушателей, а заодно делая упор на свою сугубо московскую направленность. Они единственные в FM-диапазоне пробовали ставить одну классическую композицию в час (правда, не объявляя исполнителя), а сейчас пришли к жесткому принципу "в каждом часе - хит семидесятых, восьмидесятых и девяностых". Получилось уравновешенное радио для взрослых людей, где не услышишь экстрима и совсем уж назойливой попсы, а результат - третье место в последнем рейтинге.

Примером обратного рода может служить "Радио Монте-Карло", бывшее "Радио Классика", где программный директор, кажется, забавляется тем, чтобы запихать в эфир как можно больше несовместимых мелодий. Патетичный рэппер Уилл Смит наступает на хвост лиричному Джо Дассену. Рекламодатели хихикают и несут свои деньги в другие места.

Между тем в последние

У партнеров

    «Эксперт»
    №45 (257) 27 ноября 2000
    Приморье
    Содержание:
    Обзор почты
    Реклама