Мы решили дополнить академический анализ состояния и перспектив развития бизнеса дочерних иностранных банков в России (см. материал "Сами с усами") живым словом их представителей. Действительно ли так активны иностранные дочерние банки на российском рынке, расширяется ли зона их влияния? Как они сами видят стратегические приоритеты в нашей стране и чего ожидают от недавнего своего выхода в нишу ритейлового бизнеса? Верят ли сами иностранные банки в скорый приход многочисленных "братьев по крови" на российское банковское поле? Всеми этими вопросами "Эксперт" осаждал представителей руководства иностранных дочерних банков в России. Вот что нам удалось узнать.
В пределах квоты
Само выделение группы банков с иностранным капиталом - вещь достаточно условная, полагают специалисты. Практика восточноевропейских стран дает примеры постепенной трансформации восприятия населением банков с иностранным капиталом - их воспринимают как родных. Вхождение иностранного капитала осуществлялось не только через создание дочерних стопроцентных структур, но и через покупку акций местных банков, причем иностранцы все чаще предпочитают сохранять местные брэнды.
Клиентура дочерних банков представлена как иностранными, так и чисто российскими компаниями, совместными предприятиями и бывшими совместными предприятиями, где долю иностранцев выкупили россияне. Есть экспортеры, импортеры, производители товаров для внутреннего рынка, предприятия-посредники, трейдеры, сбытовики и проч.
Не соответствующими действительности считает ожидания участников рынка скорого массированного прихода новых иностранных банков в Россию зампред АБН АМРО банка (Москва) Андрей Верников: "Статистика последнего года указывает на некоторое снижение доли банков с иностранным участием в совокупном зарегистрированном уставном капитале банковской системы России. В зависимости от методики расчетов (берется доля в зарегистрированном уставном капитале либо в совокупной величине собственных средств) удельный вес иностранного капитала составляет порядка 9-12%. Кстати, гораздо корректнее было бы отталкиваться не от малозначимых показателей доли в уставном капитале, а от удельного веса на рынке конкретных финансовых услуг в общем объеме кредитования, в объеме привлеченных клиентских ресурсов и т. д. Пик рекапитализации этих банков пришелся на 1999 год, в то время как российские банки активно наращивали капитал в 2000 году и стали работать с заметной прибылью. Иностранные банки не занимают сегодня господствующего положения ни в одном сегменте рынка банковских услуг. Их присутствие ощутимо на рынке лишь отдельных продуктов и услуг, в частности связанных с финансированием внешней торговли, оптовыми валютообменными операциями, обслуживанием экспортно-импортных контрактов. "Не стоит преувеличивать возможности иностранных банков на рынке депозитов частных лиц, а также привлекательность для них этого вида бизнеса. Сам по себе выход иностранных банков на ритейловый рынок не решает проблемы 'чулочных' сбережений населения, - считает Андрей Верников. - Как всегда, у страха глаза велики. Привлеченные на сегодняшний день несколько десятков миллионов долларов средств населения, равно как три или пять работающих с физлицами отделений в таком огромном городе, как Москва, - это еще не ритейл. Необходимые для окупаемости ритейловых операций объемы появятся еще не скоро. Кроме того, депозиты частных вкладчиков - это довольно дорогой ресурс, а его срочность вызывает серьезные сомнения, поскольку по нашему законодательству вклады могут быть в любую минуту отозваны, и никакие штрафные санкции не удержат частника от изъятия своих средств в случае распространения панических настроений".
Главной своей задачей АБН АМРО банк видит сопровождение бизнеса глобальных клиентов в России, обслуживание экспортно-импортных операций и работу с крупной корпоративной клиентурой. В последние годы успешно развивается партнерство с новой группой клиентов, куда входят финансовые и инвестиционные, страховые компании, пенсионные фонды. "Бизнес этих клиентов мы тщательно проверяем, чтобы быть уверенными в том, что они реально проводят именно те финансовые операции, которые декларируют". После кризиса клиентская база АБН АМРО банка увеличилась в несколько раз. В последние полтора-два года он вкладывал средства в развитие систем расчетно-кассового обслуживания и вышел в лидеры по этому направлению бизнеса. Существенно увеличились обороты банка, остатки валютных и, что интересно, рублевых средств. На межбанковском рынке, по свидетельству Андрея Верникова, АБН АМРО работает с десятками банков, однако риски на валютном и денежном рынке готов принимать в основном на другие иностранные "дочки" либо на крупнейшие российские банки с госучастием. С остальными партнерами сотрудничество на денежном рынке идет преимущественно в одностороннем режиме - средства принимаются к размещению.
"Присутствие иностранных банков повышает общую устойчивость банковской системы, - полагает зампред АБН АМРО. - Ни один иностранный банк не покинул Россию ни во время кризиса, ни после его. Кроме того, присутствие иностранных банков помогло удержать транснациональные корпорации от ухода с российского рынка. Банки с иностранным участием весьма заинтересованы в приходе инвестиций из-за рубежа. Однако если высокие российские чиновники с трибун станут заверять потенциальных инвесторов, что их ждет сладкая безоблачная жизнь, что все уже замечательно, а работающий здесь иностранный банк считает по-другому, то поверят все-таки банку".
Дорогой частник
Кризис 1998 года оказался решающим моментом в судьбе многих иностранных банков, работающих в России. За две недели исчезло 14 системообразующих банков с российским капиталом, и у "дочек" появилась уникальная возможность расширить свое игровое поле. Однако реакция на кризис иностранных дочерних банков была неоднозначной. Одни сочли риски неприемлемыми и приостановили операции. Другие смогли заручиться поддержкой материнских банков и вышли на новые позиции на рынке.
Райффайзенбанк первым из дочерних банков увеличил свой капитал с 15 до 165 млн долларов в марте 1999 года. За годы после кризиса доля российских компаний в структуре клиентской базы существенно возросла и составляет сегодня около 70%. За это Райффайзенбанк иногда называют "самым русским среди иностранных банков".
"Райффайзенбанк обслуживает порядка пяти процентов всего российского экспорта, а по совокупному объему рублевых и валютных платежей занимает первое место среди иностранных банков, работающих в России, - говорит заместитель председателя правления Райффайзенбанка Евгений Туткевич. - Кредитный портфель банка составляет более двухсот миллионов долларов. Причем эти средства направляются на финансирование реального производства и российских предприятий-экспортеров. Для финансирования основных производственных фондов мы создали дочернюю лизинговую компанию. Это позволяет нам использовать схемы финансирования по лизингу, которым клиенты часто отдают предпочтение. Мы убеждены в том, что роль иностранного банка в России - в финансировании реального сектора, а не в спекуляциях с ценными бумагами или на финансовых рынках. Присутствие иностранных банков в России может стать одним из факторов привлечения мировых финансовых капиталов в российскую экономику".
Причудливо сложилась судьба иностранного ритейла в России. Из 22 иностранных банков лишь 15 имеют лицензию на работу с частными лицами, но половина объема ритейлового рынка, освоенного иностранными банками, приходится на долю двух австрийцев - Банка Австрии и Райффайзенбанка. Правда, вся эта ниша оценивается всего лишь в 1% от ритейлового рынка России и географически ограничивается Москвой. (Райффайзенбанк в ближайшее время планирует начать работу с населением в Питере. - "Эксперт".)
"Впрочем, на рынке частных вкладчиков иностранные банки появились именно в результате кризиса 1998 года. Если до кризиса у ряда российских компаний иностранный банк был одним из двух или трех расчетных банков, то после кризиса наш банк оказался единственным их финансовым партнером. Мы начали работать с частными вкладчиками, идя навстречу пожеланиям корпоративных клиентов: им потребовалось проведение расчетов по заработной плате через иностранные банки", - пояснил Евгений Туткевич.
Частная клиентура у дочерних банков особая - это высший слой среднего класса. Зампред Райффайзенбанка заявил "Эксперту", что динамика привлечения средств во вклады превзошла ожидания банка. "После кризиса, предполагали мы, должно пройти какое-то время, прежде чем население вновь вернется в коммерческие банки, решится размещать сбережения в депозиты. Однако цифры говорят сами за себя. За один год работы с частными вкладчиками банк привлек более пятидесяти миллионов долларов депозитов и открыл двадцать тысяч счетов частным лицам. Вообще, иностранные банки не рассматривают частные депозиты как источник ресурсов: каждый из них может привлечь на межбанковском рынке десятки миллионов долларов на хороших условиях. Присутствие на рынке частных вкладчиков объясняется стратегическими соображениями и подтверждается намерением банка активно работать в России", - рассказал Евгений Туткевич.
И, пожалуй, один Райффайзенбанк рискнул открыто заявить о намерении всерьез заняться потребительским кредитованием, о развитии которого мечтает ЦБ РФ и которым вяло-вяло занимается Сбербанк РФ. Банк участвует в совместной с Renault программе по кредитованию на покупку автомобилей, выдает ссуды на приобретение жилья и товаров длительного пользования. "Мы стремимся отойти от стереотипа, который нередко проявляется в многочисленной рекламе банков: 'нас интересуют ваши деньги'. Мы хотим быть первым банком, устанавливающим с каждым клиентом двусторонние отношения. Если вы держите счета в банке, приобретаете пластиковую карту и у вас не возникало проблем с возвратом кредитов - через полгода можете обратиться в банк за получением ссуды. В большой степени развитию потребительского кредитования могут способствовать изменение налогового законодательства, введение единой ставки подоходного налога и отмена так называемых 'зарплатных схем'. Мы не выдаем кредит клиенту, если банку не понятны его источники дохода. Во-первых, нет гарантий, а во-вторых, не ясно, из каких средств клиент будет ссуду погашать", - уточнил Евгений Туткевич.
Следует отметить, что иностранные банки оказались неготовыми к наплыву клиентов после кризиса и с точки зрения персонала, и с точки зрения операционных возможностей. Клиенты вынуждали дочерние банки активно совершенствоваться. "Работа на рынке частных вкладчиков требует серьезных инвестиций в компьютерные системы и операционные технологии, - заявил зампред Райффайзенбанка. - Достаточно сказать, что для работы с пластиковыми картами нам потребовалось создать собственный процессинговый центр. Все расчеты по картам VISA начиная от изготовления карты и заканчивая авторизацией платежей осуществляются в Москве. Кстати, этого же требуют российские правила валютного контроля".
Присутствие иностранных банков в России благоприятно для ее экономики, считает Евгений Туткевич. Однако в долгосрочной перспективе они не будут играть решающей роли в российской экономике, скорее, станут связующим звеном между мировыми финансовыми рынками и российской банковской системой.
Успехи ритейла также вдохновляют и Банк Австрии, пришедший в нашу страну одним из первых, на заре реформирования экономики в 1992 году. По словам руководителя московского дочернего Банка Австрия Михаэля Франца, банк доволен результатами и будет развивать это направление бизнеса. По его словам, среди ритейловых операций пока самым большим спросом пользуются депозитные и операции с пластиковыми картами. Однако Банк Австрии хотел бы развернуть этот спектр шире, дополнить их интернет-операциями, управлением ценными бумагами и др.
Появляются на "иностранном" ритейловом рынке и новые игроки. Выходя на российский рынок "Гаранти Банк-Москва" - стопроцентно дочерний банк с турецким капиталом - заранее был ориентирован на одну из лидирующих позиций на российском рынке. И хотя на сегодняшний день уставный капитал банка составляет 25,3 млн долларов США, "в наших планах дальнейшее его увеличение, - сообщил президент 'Гаранти Банк-Москва' Мурат Агабейоглу. - Одно из приоритетных направлений, которое мы сейчас развиваем, - это операции по обслуживанию физических лиц. В то время как многие российские банки считают ритейловый бизнес низкорентабельным, на наш взгляд, именно сегодня, когда доверие граждан к банковской системе возрождается, работа с частными лицами становится перспективнейшей сферой. В ближайшее время мы планируем расширение деятельности банка на рынке пластиковых карт".
Однако история знает не только случаи развертывания в странах иностранными банками ритейловых операций, но и обратные примеры. Так, Испания в 50-х годах испытывала недостаток в кредитных ресурсах, ее национальная банковская система была откровенно слаба. Страна широко открыла ворота для любых иностранных банков. Некоторые, в том числе французский банк "Сосьете Женераль", открыл в Испании около 50 отделений по всей стране. По мере усиления позиций национальных банков он, как и другие "иностранцы", вынужден был свернуть свою сеть и покинуть ритейловый рынок. Клиенты стали отдавать предпочтение отечественным банкам. В любой стране так работает национальная психология.
Северный темперамент
Иностранный дочерний банк даже может себе позволить выйти на новый рынок в разгар финансового кризиса. Именно так дебютировал в России Дойче банк, открыв свое дочернее предприятие ООО "Дойче банк" (Дойче банк Москва) в апреле 1998 года. Начал банк проведение операций как раз в августе 1998 года. Первое, что пришлось понять материнскому банку: капитал в 50 млн долларов, сформированный в рублях, съежился, как шагреневая кожа. Однако, по словам председателя правления Дойче банка Москва Хуберта Пандцы, мысль о сворачивании бизнеса в России даже не возникала: "Дойче банк - огромный серьезный институт. Решения принимаются там не скоро, но основательно. Мы ориентированы на долгосрочное сотрудничество. Создание дочернего банка на территории России стало логичным его продолжением. Этого шага ждали клиенты банка, чей бизнес был связан с Россией: некоторые операции были возможны лишь при наличии банковского подразделения в стране, действующего на основании соответствующей лицензии".
Германский Дойче банк АГ - партнер России с 1881 года. Он организовывал еще первые займы железных дорог в царской России, а в 1926 году стал создателем первого немецкого банковского консорциума по финансированию экспортных поставок в СССР. В 1972 году получил первую лицензию на открытие первого представительства иностранного банка в СССР.
Придя в Россию позже многих в новейшей банковской истории, Дойче банк быстро нагнал конкурентов. "Естественно, после кризиса мы запросили поддержки в рекапитализации от материнской компании, - рассказал Хуберт Пандца. - Пока этот вопрос рассматривался, мы поняли, что поправили свои дела и в состоянии увеличить капитал за счет собственной прибыли. В настоящее время капитал Дойче банка - один из самых весомых среди иностранных дочерних банков и составляет 2,6 миллиарда рублей".
По словам Хуберта Пандцы, первоначально, до кризиса, стратегия банка в России была ориентирована на развитие трех основных направлений: осуществление внешнеэкономических операций, сопровождение иностранных инвестиций, торговлю ценными бумагами. После кризиса стратегические направления были пересмотрены - инвестиционные приоритеты вышли на первый план. Благо, у банка богатый опыт в такого рода бизнесе. Основной доход обеспечивали операции, связанные с торговлей ценными бумагами и операции на валютном рынке. Сегодня прибыль Дойче банк Москва остается на уровне успешного прошлого года, в будущем планируется увеличение прибыли. Дойче банк готов предложить услуги по выводу российских корпораций на международный рынок, способен оказывать помощь в приватизации (как это было, например, с ОАО "Газпром"). Дойче банк кредитует и российские компании.
Корпоративная клиентура банка в основном представлена экспортерами и импортерами. "Мы надеялись, что кризис затронет лишь некоторые сегменты российской экономики. Но ошиблись. объем внешней торговли между Россией и Германией резко сократился, снизилась доходность по этим операциям. Тенденция к перелому ситуации обозначилась лишь в 1999 году, - рассказывает г-н Пандца.
По его словам, Дойче банк даже готов, правда, с большой осторожностью, вернуться к вопросу о восстановлении лимитов на российские банки. Банк также подал заявку в ЦБ на расширение своей лицензии и приобретение права работы с физическими лицами. Однако розничные операции окажутся лишь необходимым дополнением к бизнесу, обеспечивающим полноту его пакета услуг.
"Дойче банк имеет свой характер и взгляд на действительность, - считает Хуберт Пандца. - В своих решениях он исходит из своей оценки происходящего на рынке и не слишком оглядывается на поведение коллег. Даже если сегодня все другие иностранные банки откроют подразделения в регионах, Дойче банк не последует их примеру, имея свое мнение. В настоящее время необходимость выхода в регионы для нас не очевидна".
Отвечая на вопрос "Эксперта", стоит ли России в ближайшем будущем ожидать массированного пришествия в страну банков с иностранным участием, Хуберт Пандца был краток: "Пока я не вижу очереди желающих". По мнению банкира, для многих иностранных коллег оказались потрясением события, связанные с августовским кризисом. "Они принимали в расчет возможные финансовые потери, их профессия напрямую связана с риском. Труднее банкирам было принять то, что происходило с ними в российских судах, куда они обращались, ища защиты своих прав. Сложность и запутанность российского законодательства, необъяснимость и нелогичность судебных решений вызывали глубокое разочарование иностранных инвесторов. Многие разуверились в том, что в России возможно вести цивилизованный бизнес. Кредиторы искали поддержку и защиту у Банка России, но его полномочия оказались небезграничны. Иностранные кредиторы чувствовали себя беспомощными и обманутыми". (Попросту говоря, многие из них чувствовали себя одураченными. Такое надолго запоминается. - "Эксперт".)
На вопрос "Эксперта", почему в России не практикуется покупка иностранными банками долей в национальных банках Хуберт Пандца ответил: "Дойче банку приходилось рассматривать подобные предложения от российских партнеров. Но не может быть хороших банков в стране со скверным положением корпоративных клиентов. Нам было непонятно, в каком состоянии находится клиентура данного банка, невозможно было оценить его кредитный портфель, не говоря уже о проблемах с менеджментом и собственниками. Непрозрачный банк не может быть привлекательным для иностранного инвестора".
Хуберт Пандца был свидетелем "сдачи" национальной банковской системы в Польше иностранному капиталу и оценивает сей процесс весьма позитивно: "Несмотря на все разговоры о правильности допуска иностранцев на польский банковский рынок, факт остается фактом: в последние годы в стране, где пятьдесят процентов банковского капитала иностранного происхождения, не было ни одного банковского кризиса. Иностранные банки способствуют улучшению структуры капитальной базы системы, обеспечивают ее прозрачность, предоставляют качественные услуги, снижают их стоимость, повышают надежность системы в целом. Они возвращают доверие общества к банковской системе".