На прошлой неделе израильский парламент принял в первом чтении законопроект о самороспуске и проведении досрочных выборов. Премьер-министр Израиля Эхуд Барак заявил, что согласен с решением кнессета. Правительство будет выполнять свои функции до внеочередных выборов, дата проведения которых определится в ходе консультаций между парламентскими фракциями.
Катализатором такого развития событий стало восстание палестинцев на оккупированных территориях. Реакция правительства на происходящее не удовлетворяла ни правых, которые требовали отказа от мирного процесса и применения крайне жестких мер по подавлению беспорядков, ни левых, выступающих за немедленное возобновление переговоров, под которыми понимается прежде всего удовлетворение требований палестинцев. Барак же, пытаясь удержаться у власти, резкие заявления и обстрелы палестинских городов чередовал с попытками вернуться за стол переговоров.
В настоящий момент мало кто сомневается, что на будущих выборах в кнессет победу одержит оппозиционная правая партия "Ликуд". Согласно опросам социологов, максимальные шансы стать новым премьер-министром страны у бывшего главы правительства Биньямина Нетаньяху, который пока по всем опросам опережает по популярности и однопартийцев, и потенциальных конкурентов из других партий. Однако в действительности ситуация куда сложнее. Уже сегодня ясно, что инициатива постепенно начинает переходить к Бараку. После того как он заявил, что принимает желание кнессета о досрочных выборах и готов договориться с оппозицией о дате предстоящих выборов, спектр возможностей для ведения политического торга у Барака резко возрос.
Во-первых, резко упала вероятность того, что кнессет сможет отправить Барака в отставку, поскольку теперь набрать необходимое число голосов будет сложнее. "Ликуду" труднее будет мобилизовать голоса небольших парламентских фракций, так как вопрос об отставке Барака уже как бы решен и фактически начинается предвыборная борьба, в которой нынешний премьер может вести торг с небольшими партиями о создании коалиции. Во-вторых, если Барак самостоятельно подаст в отставку до того, как закон о досрочных выборах будет принят кнессетом в третьем чтении, то Нетаньяху не сможет участвовать в выборах премьера, поскольку кандидатом на этот пост может быть только депутат парламента (Нетаньяху им не является). В-третьих, у Барака появляется рычаг влияния на сроки, в которые должны пройти выборы, и максимально отдалить их. Если бы он был отправлен в отставку, дата выборов была бы назначена автоматически - через 60 дней. Согласившись с решением кнессета, Барак получает возможность торговаться. И, в-четвертых, переговоры с палестинцами приобретают совсем иное звучание. Теперь речь уже идет не о "выбивании" из нынешнего правительства уступок, а о том, чтобы после выборов у власти оказалась наиболее удобная для ООП фигура. В этом смысле реальной альтернативы Бараку не видно. И поэтому за время до выборов можно ожидать изменения позиции Ясира Арафата и его сторонников.
Так что победа "правых", которая сегодня кажется совершенно закономерной, в действительности далеко не столь очевидна. Тем более что Нетаньяху в опросах опережает Барака на 14%, а, как показывает опыт последних крупных предвыборных кампаний в различных странах мира, такое преимущество за пару месяцев предвыборной борьбы может растаять без следа.