Джаз на лебединых крыльях

Культура
Москва, 04.12.2000
«Эксперт» №46 (258)

Датский контрабасист Нильс Хенниг Эрстед Педерсен ровно четверть века назад невольно оказался замешанным в один из самых грандиозных скандалов советской эпохи. Оскорбленный госконцертовской бюрократиадой в Ленинграде и Таллине, знаменитый джазовый антрепренер Норман Гранц отменил заключительные выступления трио пианиста Оскара Питерсона (с которым приезжал и Нильс Педерсен) в Москве буквально за час до первого концерта в столичном Театре эстрады.

Теперь старые и новые поклонники великого канадского пианиста могут считать, что московский "Ле Клуб" вернул им долг бывшего СССР. Нет, Питерсон не приехал и вряд ли уже приедет: 75-летний пианист частично парализован. Зато его верный спутник Нильс Педерсен дал в Москве целых три концерта, да еще с гитаристом Ульфом Вакениусом - не просто феноменальным виртуозом, но и почти в прямом смысле слова Питерсоном гитары. Вместе с юным, но уже опытным барабанщиком Юнасом Йохансеном они составили трио, которое не только воссоздает естественную, как пение птиц, атмосферу трио Питерсона, но и выходит за берега его мейнстрима. Внимание музыкантов к современности в широком смысле слышно и в музыкальной экзотике знойных латиноамериканских ритмов, и в чистой, как воздух фиордов, скандинавской диатонике. Все три дня в переполненном (и отнюдь не дешевом) "Ле Клубе" Нильс Педерсен с самого начала задавал тон своим барочным соло - то ли из самого Баха, то ли из какой-то Бразильской Бахинианы Эйтора Вила-Лобоса. Заканчивали улыбчивые викинги эллингтоновским блоком - изысканной Come Sunday (из сюиты "Черные, коричневые и беж") и "Караваном", который - как настоящее золото - не ржавеет. Если, конечно, профессионально и конгениально преподан слушателю. Впрочем, у трио Педерсен-Вакениус-Йохансен все - только так.

У партнеров

    «Эксперт»
    №46 (258) 4 декабря 2000
    Бизнес и власть
    Содержание:
    Обзор почты
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Реклама