Письма читателей

4 декабря 2000, 00:00

2000, N44 (256)

Мы спасаем не банкиров, а деньги клиентов и вкладчиков

Интервью г-на Турбанова вызвало разочарование. Являясь высокопоставленным функционером, он фактически пытается оправдать действия АРКО по отношению к банку-банкроту, давая откровенным жуликам уйти от уголовной ответственности. Дело явно затягивается, и предлагаемые условия больше похожи на мировую капитуляцию перед группой СБС.

Я - честный налогоплательщик, поэтому имею полное право спросить. Я плачу налоги государству для того, чтобы оно защищало мои интересы и обеспечивало мои гражданские права. Я даю ему шанс устроить это. Не сразу, а постепенно. Я мечтаю о том, чтобы Россия стала процветающей страной, удобной и безопасной для жизни. Но этого пока не происходит. В СБС я имел около 44 тысяч долларов, за что заплатил 35% подоходного налога. Эти деньги у меня просто похитили. Спасибо никто не сказал. Я не обращался в суды, а просто переоформил вклад как реструктуризацию. Надеялся, что все будет нормально. Я ошибся. Никто не возместит тот моральный и материальный ущерб, который был нанесен мне этим банком и государством, фактически поощрявшим это безобразие. Пружиной был дефолт пирамиды ГКО, никто не ответил и за это.

Сейчас Госсовет будет разрабатывать стратегию развития страны на десять лет. На кого они собираются опираться и кто эти планы будет претворять в жизнь?

Мне скоро сорок, всю жизнь я честно работал, прослужил в армии тринадцать лет, из которых пять провел в горячих точках, рискуя жизнью и потеряв здоровье. Я не жалуюсь, я добиваюсь успехов каждый день. Зарабатываю достаточно много, работая на первой позиции в западной компании (General Electric). Жена моя тоже не бедствует старшим бухгалтером в Bristol Mayers Squibb. Что нам еще надо? Очень мало. Нам необходимы поддержка и понимание государства, которому только в 2000 году заплатили около одного миллиона настоящих рублей подоходного налога.

Проблема СБС - это проблема всей страны. Русский средний класс ожидает настоящего решения и предотвращения подобных безобразий - и привлечения к ответственности всех виновных.

Я оптимист и верю в успех. Однако пока на высших постах будут находиться алчные и бесчестные люди, без принципов и ценностей, без Бога, чести и совести, несметные богатства, доставшиеся нам от прежних поколений, будут разворовываться и будут безвозвратно потеряны.

Г-н Турбанов, как это очевидно, и его агентство не способны решить проблему банков. Причина не в профессионализме или отсутствии соответствующих средств, ресурсов и полномочий. Дело в позиции и ее осознании в целом. В выборе между добром и злом много соблазнов и препятствий, преодолеть которые могут только идеальные и сильные духом люди. Да, таких мало, но они есть, однако до власти они объективно добраться не могут. Такова система. В отсутствие четких ориентиров и направления (Vision), правил и принципов (Mission) он и его команда просто блуждают в бесконечном пространстве. Мировое соглашение для них - это возможность отчитаться перед начальником о проделанной работе, и не более.

Понесут ли граждане миллиарды в местные банки - это уже другой вопрос, за который мы все в ответе. От этого, а не от милости МВФ и жалости Парижского клуба зависит прогресс страны, он зависит от конкретных граждан, действительно заинтересованных (Motivation and Reward) в ее процветании. Мы сами можем зарабатывать своим трудом.

У нас все есть в России. Денег достаточно, только они в тени. Нужны три условия для их привлечения: честная конкуренция (равные условия для всех, "белый" импорт и расчеты в деньгах), прозрачность (единые и четкие стандарты бухучета для всех и привилегия платить посильные налоги - НДС в 20% могут себе позволить разве что Бенилюкс и Норвегия) и гарантии государства (защита от бандитов, вымогателей-взяточников всех мастей и рангов и мошенников от лохотрона до банковско-финансовых пирамид). Все остальное сделают рынок и западные инвесторы, вынужденные раздувать пузырь фондового рынка США. Капитал должен работать на нас уже сейчас. Осталось его приложить при соответствующих условиях как мощнейший рычаг. Хочется жить нормально у себя дома, а не в Испании или Турции во время отпуска.

Действия АРКО - неудовлетворительные: промотали четыре миллиарда в 1999 году, а СБС должен всего чуть более пяти вкладчикам. Это разве работа? Это покрывательство мошенников и вступление с ними в сговор.

Нерешенность проблемы только усугубляет положение. В бизнесе есть простая формула: возможность-проблема-кризис. Мы все в кризисе, кризисе доверия. Пора работать и давать результат, которого ждут честные люди, наше терпение не безгранично.

Мы все рискуем потерять нашу страну в буквальном смысле, покуда честный и производительный труд не будет поощряться, не будет защищен и гарантирован. Нам нужны положительные примеры как воздух. У АРКО была прекрасная возможность доказать свою состоятельность, показав такой пример профессионального и эффективного управления процессом реструктуризации больной банковской системы. Но этого пока не произошло.

Разочарование стало нашей национальной проблемой. Люди, и средний класс в частности, голосуют ногами, уезжая туда, где нас ценят и уважают. Это опасно для России.

Совет АРКО и всем власть предержащим. Хватит тушить пожары! Без выявления их причин и их ликвидации, а главное, выстраивания нормальных, постоянных и устойчивых процессов, поддерживаемых социально, мы будем постоянно наступать на эти грабли. Надоело.

У нас есть еще возможность все исправить. Новый кризис загонит нас в мрачную диктатуру или хаос.

Сергей Легашов, legasov@lihunnt1.light.ge.com

Негр, Nike и советский гимн

Все перемены воспринимаются критически. Когда вместе с Советским Союзом исчез и его гимн, над российским гимном смеялись. Он вызывал стойкую ассоциацию с Евровидением (видимо, потому что заставка традиционно шла под музыку Глинки).

И еще помню, как всякий раз при вопросе: "А какой у нас гимн?" - мучительно не могли вспомнить мелодию. На ум приходило что-то вроде "Пам-паам-пам, пам-ПАМ-пам, пам-пам-ПАМ-парапам". Никто просто не мог понять, что это и есть гимн. А услыхав по телевизору музыку по какому-то торжественному случаю, не понимали, что исполняется гимн России, - вроде просто оркестр торжественно играет.

Да и сейчас ситуация та же. Только лишь немножко чаще стали узнавать. Но стали узнавать, то есть уже привыкаем.

Так нужно ли возвращаться к гимну Советского Союза? Нужно ли снова проводить изменения?

Да, гимн СССР у всех на слуху. И даже вызывает еще священный трепет. И когда попсовый дуэт исполнял "Go West", советские люди настороженным ухом улавливали в переиначенной мелодии знакомые аккорды. Вспомним, однако, что советский гимн и в школе разучивали, и печатали слова на тетрадках, и каждый песенник с него начинался.

Не будем по примеру упомянутых и некоторых других музыкантов глумиться над советским гимном. Но хуже ли наш нынешний российский? Разве что тем, что не был написан специально как гимн и может исполняться не только как государственный символ. А что нет слов у него и трудно его напевать, так это может быть и достоинством.

Мы живем уже не в Советском Союзе, а в Российской Федерации. Пусть российский гимн обозначает это различие, которое очевидно, несмотря на несомненную преемственность.

В политике эстетика часто важнее идеологии. Например, избиратель голосует не за партию с лучшей программой, а за ту, которая ему эстетически ближе. А между СССР и Россией проходит различимая культурно-эстетическая грань. Легкое, без подобострастия отношение к государственным символам - это один из аспектов изменившейся культуры, причем не самый худший аспект. И не надо сокрушаться о том, что новая государственная символика не вызывает прежнего уважения. Зато эта толика уважения не навязана пропагандой, а возникает сама собой, вместе с ростом нашего самоуважения и самосознания как россиян.

Зачем ломать складывающуюся новую национальную эстетику? Зачем возвращаться к эстетике советской? Дань уважения к великой стране СССР, гражданами которой мы себя еще ощущаем, можно и нужно отдавать другими способами.

А еще один новый гимн, с агитпропвоодушевляющими словами и повергающей в оцепенение мелодией, какая судьба ожидает его? Он долго еще будет предметом насмешек и пародий. Музыке Глинки такая перспектива уже не грозит.

Александр, ALebedev@bigfoot.com