"Российский орел совершает полет"

Александр Привалов
научный редактор журнала "Эксперт"
4 декабря 2000, 00:00

А с какого, собственно, перепуга мы решили, что нам вдруг понадобился новый гимн? Да примерно понятно, с какого. Кому-то пришла в голову классная мысль: новый президент должен поздравить новую Россию с новым тысячелетием под звуки нового гимна. Но ведь и нынешнему всего семь лет - на фоне тысячелетий не так уж и стар? Нет! Нужен совсем новый.

Да и господ губернаторов после демонтажа их элитного клуба, Совета Федерации, надо было занять каким-нибудь делом, чтобы они могли и себе, и народу говорить, что по-прежнему соборно занимаются большой политикой. Вот и дали им на первый взгляд безвредное времяпрепровождение: гимн подыскивать. Что ж, каковы искатели, такова и находка. Гимн Советского Союза - с новыми, конечно, словами. Простая мысль, высказанная на днях митрополитом Смоленским Кириллом, что гимн не есть механическое соединение музыки и слов, где можно произвольно заменять составные части; если же заменять, то трудно избежать "опасной двусмысленности", рабочей группе во главе с В. А. Яковлевым в голову почему-то не пришла.

Что же до предлагаемых новых текстов, то тут, извините за каламбур, нет слов. О виршах видных политиков не упоминаю, но потрясает и очередная (третья после 1943-го и 1977 года? или четвертая - ведь в 1943 году их было, кажется, две?) редакция исконных стихов к александровской мелодии, выданная на-гора престарелым гимнопевцем С. В. Михалковым: из нее стал широко известен только один куплет, но и его с лихвой достаточно. За одну только строчку российский орел совершает полет любого первокурсника поперли бы из Литинститута. А уж о достигнутых тут уровнях беспринципности и цинизма (автор, в прошлых редакциях славивший красное знамя, здесь славит трехцветное, которое, оказывается, теперь "ведет" к той же самой "победе", к которой давеча вела "партия Ленина, сила народная") просто неприятно говорить. Если нам, Боже упаси, навяжут такой гимн, слушать его будет поначалу смешно и стыдно. Потом-то, конечно, привыкнем, и будет лишь немного неловко. Так и будем внимать собственному гимну "со слабой улыбкой обесчещенного" (Ф. Искандер).

И дело, конечно же, не только в качестве текста: немало найдется очень приличных держав с текстами в гимнах отнюдь не шекспировского уровня. Дело в смысле старо-нового национального символа. О том же, каков этот смысл, легко догадаться, прочтя идеологическую преамбулу к "Стратегии развития государства" - итогу трудов другой рабочей группы при Госсовете, группы В. И. Ишаева.

В ней констатируется, что в российском обществе сформировались "две полярных, противостоящих друг другу модели ценностных ориентаций", традиционалистская и модернизационная, а также "два неравных социальных слоя - обеспеченности и бедности" (приятно отметить, что численные характеристики "обеспеченной" и "модернизационной" части общества практически повторяют оценки "Эксперта"). Процессов расширения модернизационной части общества, втягивания в самостоятельную, обеспеченную жизнь все большей доли населения авторы "Стратегии" не видят и не ожидают - и делают такой вывод: чтобы в России окончательно не воцарилась социальная модель, характерная для стран третьего мира, за консолидацию общества должно взяться государство, прямо заявив о новом подъеме патернализма - например: "По отношению к обществу государство берет на себя осознанную ответственность за повышение уровня жизни". Если так, то отчего бы и Гимн Советского Союза не попеть? Это будет только логично.

А ведь "Стратегию", между прочим, писали серьезные люди, думающие именно так, как написали. Мы с вами, уважаемый читатель, знаем немало других серьезных людей, думающих принципиально иначе. Между этими двумя - не будем искать другого слова - партиями не только соотношение сил еще не определено, но и дискуссия по существу не началась. Как в таком случае и речь заводить о новом гимне России? Что он должен заявить стране и миру?

Оставьте в покое глинкинский гимн - по крайней мере, на время. Говорите, он не узаконен? Так узаконьте - полагаю, президентская команда и в этом случае смогла бы убедить Думу. Говорите, нехорошо, что гимн без слов? Потерпим. Жили же с гимном без слов с 1956-го по 1977 год - с тех пор, как расхотелось петь "нас вырастил Сталин", и до тех пор, пока вечный Михалков не получил команды на римейк, - за двадцать один год никто и не пикнул, что его что-то не устраивает. Так и теперь можем пожить без слов, пока не появится хоть намек на общее согласие об оных слов содержании.

Что же до новогоднего поздравления президента, то гимн тут мало что способен изменить. Напиши новый гимн хоть Гендель с Державиным, он не сможет затмить вселенской сенсации, произведенной прошлым новогодним обращением прошлого президента России. Спросите любого имиджмейкера, и он вам скажет, что в состязаниях, которые заведомо нельзя выиграть, не стоит и участвовать. Несолидно.