Всего пять вечеров

Культура
Москва, 11.12.2000
«Эксперт» №47 (259)

Не успел отыграть в московском "Ле Клубе" звездный состав Нильса Педерсена, как туда же приехал знаменитый барабанщик Билли Кобэм. Похожий на моложавого профессора (благодаря не только очкам в тонкой оправе, но и интеллигентной речи), 56-летний Кобэм - и в самом деле легенда. Без него, возможно, джаз в переходный период конца 60-х пошел бы по совсем другому пути.

Билли Кобэм - сначала со своей группой Dreams, потом с живым классиком Майлзом Дэйвисом, далее - как со-основатель международного квинтета "Оркестр Махавишну" и, наконец, как руководитель проекта Spectrum сделал последний шаг, отделявший почти декоративный ритм тогдашнего джаза от пульсирующей энергетики рок-музыки. Джазовые ортодоксы считают, что именно Кобэм несет ответственность за "джаз-рок-революцию". И осуждают последовавший за ней электрический fusion, который в виде так называемого smooth jazz заполняет сейчас все паузы - от рекламных до межпрограммных - во всех электронных масс-медиа.

Но сам Кобэм - ударник с академическим образованием, охотно называющий своих любимых композиторов (Мусоргский, Стравинский, Бриттен), - начинает концерт как раз с того почти неслышно парящего в воздухе аккомпанемента, в забвении которого его обвиняют. Ударники - и джазовые, и роковые - сбиваются в кучку перед сценой и буквально поедают глазами маэстро. Но он прежде всего дает слово по очереди каждому участнику своего международного квинтета Higher Ground - и лишь в конце вечера играет свое соло, но зато сразу четырьмя палками, по две в каждой руке. "Издевается, что ли?" - доносится из компании ударников. Нет, наоборот - Билли Кобэм охотно делится своими профессиональными тайнами. Вот уже двадцать лет он живет в Европе и ездит по миру с мастер-классами и благотворительными акциями в поддержку ЮНИСЕФ. Если бы такие музыканты, как Кобэм, постоянно проводили у нас по пять вечеров подряд, как сейчас, может, и наш джаз перерос бы в новое качество - как в свое время после десятилетий успехов итальянской оперы в Петербурге наконец появился Михаил Иванович Глинка.

У партнеров

    «Эксперт»
    №47 (259) 11 декабря 2000
    Символы
    Содержание:
    Разное
    Обзор почты
    Тема недели
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама