Слова "третье поколение мобильной связи" уже год не сходят с уст не только связистов, но и людей, далеких от телекоммуникаций. Аббревиатуры G3 (Third Generation) или IMT (International Mobile Telecommunications) в Европе, по крайней мере, выучили все - от премьер-министра до простого клерка. На аукционах по продаже лицензий на эти услуги развитые страны выручали миллиарды долларов - еще никогда эфир не продавали так дорого.
За что операторы отваливали свои миллиарды? Что за дивные услуги смогут предложить они клиентам, чтобы окупить сети в приемлемое время? Отвечать на эти вопросы нужно уже сегодня: если не начать предоставлять новые услуги в наступающем году, то уже через пару лет операторы могут не вернуть заемные средства и обанкротиться.
Заветная аббревиатура
Идея систем третьего поколения зародилась в начале 90-х. Тогда еще активно эксплуатировались системы первого, аналогового, поколения, действие которых чаще всего ограничивалось одной страной, а второе, цифровое, поколение, которому были присущи более высокая скорость передачи голоса и уже не местный, а региональный охват, только развивалось. В Европе вторым поколением считались системы стандарта GSM, в Америке - DAMPS, позже к ним присоединился стандарт IS-95 (технология CDMA). Особой согласованности действий у разработчиков оборудования не было, поэтому и получился такой технологический зоопарк. Телефон, работающий в Европе, не брал сигнал в США; японцы тоже пошли своим уникальным путем. Поэтому вполне естественно, что на следующем этапе развития сотовой телефонии предполагалось создать единый стандарт, который обеспечивал бы роуминг по всему миру. Причем поначалу планировалось задействовать для этих целей не только наземную инфраструктуру, но и спутники.
"Связь где угодно, с кем угодно, когда угодно, на экономически приемлемой основе, с терминалом карманного типа - так формулировались первоначальные установки для третьего поколения, - вспоминает начальник отдела подвижной связи НИИ радио Юрий Трофимов, представляющий Россию в рабочей группе Международного союза электросвязи (ITU) по системам третьего поколения. - Кроме технологических задач ITU ставил перед разработчиками и задачи социальные. Общеизвестно, что до сих пор более половины населения Земли не имеет элементарной телефонной связи. Создатели концепции считали, что если для третьего поколения будет принят один стандарт, то мировые производители из-за ценовой конкуренции будут вынуждены выпускать оборудование и трубки, которые окажутся приемлемыми даже для рынков развивающихся стран". Горячие дискуссии по поводу того, каким именно должен быть G3, продолжались все 90-е, и смысл, который вкладывался в заветную аббревиатуру, начинал меняться.
Пока велись споры о G3, европейский стандарт GSM завоевал практически весь мир. Хотя в Европе он работает на частотах 900-1800 МГц, а в Америке - 1900 МГц, с многодиапазонными моделями телефонов GSM можно звонить и из Америки, и из Европы, и из России, и из Китая. Так что проблема глобального роуминга стала не так актуальна. Но появились новые требования. "В начале девяностых считалось, что основным видом связи в сетях третьего поколения будет передача голоса, - отмечает Юрий Трофимов. - Однако с бурным развитием Интернета стало ясно, что от сотовых систем потребуется передача данных, причем на высоких скоростях". Теперь все сходятся на том, что в трафике будут доминировать данные. Кроме того, разработка цифровых стандартов для музыки и передачи изображения сделала реальностью в сетях третьего поколения немыслимые еще пять лет назад мультимедийные услуги.
Несмотря на то что опытные образцы систем третьего поколения разработчики демонстрировали уже осенью 1999 года на выставке Telecom-99 в Женеве, стандарты были приняты лишь в мае 2000 года на сессии ITU в Турции. Окончательный вердикт высшего органа власти связистов - плод компромисса. До конца им не доволен никто, и ожидается, что в проект еще будут вноситься изменения. Но основные черты IMT-2000 уже ясны.
В двести раз быстрее
Главное преимущество третьего поколения - скорость передачи информации. Если в системах GSM она составляет 9,6 Кбит/с, то в IMT-2000 может достигать аж 2 Мбит/с! На первом этапе, правда, большинство производителей оборудования смогут предоставить только скорость 384 Кбит/с, но и это уже огромный скачок по сравнению с нынешними системами. Для мобильного Интернета такие скорости нужны уже сейчас. Кроме того, сейчас пользователю всегда предоставляется максимальный по емкости канал, а в следующем поколении ресурсы будут более гибкими. Если абоненту надо просто поговорить, то система предоставит небольшой (и по емкости, и по цене) канал, ведь для передачи голоса достаточно скоростей второго поколения. А если потребуется передача изображения, система автоматически предоставит большую емкость.
В третьем поколении иным будет и сам способ передачи данных. На смену нынешней коммутации каналов придет пакетная передача. При пакетной передаче данных абонент не резервирует за собой канал, как это происходит сейчас, а занимает его только в процессе передачи информации. Система собирает всю информацию (в том числе голосовую) в пакеты и передает в эфир, заполняя существующие "пустоты". Таким образом, канал используется более экономно. А тарифицируется не время соединения, а объем информации. При пакетной передаче на смену мощным коммутаторам (свичам) придут более компактные и дешевые маршрутизаторы (рутеры).
Закреплен за системами третьего поколения и новый диапазон. Впрочем, с частотами все оказалось не так просто. Международный союз электросвязи определил для третьего поколения так называемые корневые полосы в диапазоне 2000-2100 МГц. Но сколько ни заседали рабочие группы ITU, расчистить одни и те же полосы в Европе, США и Японии оказалось невозможно. Так что в итоге полосы спектра для разных регионов оказались немножко сдвинутыми относительно друг друга.
Еще меньшей унификации удалось достичь в стандартах. Производители и национальные министерства связи договорились только о принципиальной технологии. Так, системы кодового разделения каналов (CDMA) были поддержаны всеми. В отличие от временного разделения каналов (TDMA), применяющегося сейчас в GSM и AMPS, технология CDMA обеспечивает большую конфиденциальность, поскольку каждый разговор кодируется, при этом трубки для этой системы могут быть меньшей мощности, а качество передачи голоса лучше. Однако на базе одной технологии можно сделать много стандартов.
Европейское лобби, продвигавшее вариант UMTS (технология WCDMA) натолкнулось на сопротивление американского, отстаивающего свой вариант под названием cdma2000. Были и другие конкуренты. В результате, согласно документам, утвержденным ITU в мае этого года, интерфейсов между трубкой и мобильной станцией будет целых пять! Конечно, это лучше, чем первоначально заявленные десять типов радиоинтерфейсов наземных систем и шесть типов спутниковых. Однако все-таки ITU переборщил. При таком количестве интерфейсов развивающимся странам еще долго придется ждать существенного удешевления оборудования.
Отпала и идея активного задействования спутников - опыт первой глобальной системы спутниковой связи "Иридиум" показал, что качество голоса при прямом доступе с мобильника на сателлит оставляет желать лучшего. И хотя спутниковые интерфейсы в стандартах G3 прописаны, пока решено ограничиться наземной инфраструктурой.
Если исходить из предварительных заявлений компаний и регулирующих органов разных стран, похоже, что примерно 80% действующих систем третьего поколения будут работать в стандарте UMTS, а остальная часть - в cdma2000. А тот самый долгожданный глобальный роуминг будет осуществляться посредством многомодовых терминалов. Есть и другой способ. "На заседаниях комиссии Международного союза электросвязи обсуждались и трубки, которые могли бы перепрограммироваться на любой стандарт из семейства IMT-2000, - рассказывает Юрий Трофимов. - Когда абонент переходит в зону действия другой сети, трубка автоматически определяет тип интерфейса и загружает нужное программное обеспечение". Однако пока терминалов нет, производители демонстрируют только всевозможные прототипы, да и то чаще всего на картинках.
Миллиард фунтов за полосу
Несмотря на уже сегодня заметные недочеты в проекте третьего поколения, операторы рванули в битву за лицензии. В мире существует несколько принципов их выдачи. Можно раздать лицензии почти бесплатно, однако с гарантией, что операторы как можно быстрее развернут сеть и будут предлагать услуги по низкой цене (так сделала, например, Финляндия). Можно устроить своеобразный конкурс красоты, где взимается не очень большая плата за частоты, зато сравниваются бизнес-планы и проверяется надежность операторов (этот путь выбрали во Франции). А можно просто продать полосы частот на аукционе и заработать кучу денег в бюджет. Не мудрено, что третий способ оказался самым распространенным.
Но стоило ли операторам платить такие большие деньги за лицензии? "При наличии хорошей сети GSM и достаточного частотного ресурса большинство мыслимых сегодня услуг третьего поколения могут предоставить системы, которые называют G2+ (надстройка над вторым поколением. - 'Эксперт'). Например, технология GPRS является отличной транспортной средой, где уже есть и пакетная передача данных, и довольно высокие скорости (до 144 Кбит/с), а самое главное - гибкость, которая позволяет операторам быстро отвечать на спрос в различных сегментах рынка. Чего стоит хотя бы возможность выставления счетов не за время занятия каналов, а за объем переданной информации", - говорит менеджер Lucent Technologies Леонид Платонов. С ним согласен и вице-президент по международным связям норвежского оператора Telenor Хенрик Торгерсен, заявивший нашему корреспонденту: "Мы не видим особого смысла в скорейшем внедрении систем UMTS. Ведь то, что нужно клиенту сейчас - мобильный Интернет, высокая скорость передачи данных, - уже доступно во внедряемых нашей компанией системах GPRS". Но боязнь потерять завтрашний рынок заставила принять участие в национальных аукционах всех более или менее крупных операторов, уже внедряющих G2+. Так, Telenor пришлось потратиться в родной Норвегии, Deutsche Telekom - в Германии, а British Telecom - в Великобритании, причем некоторые компании решили попробовать заполучить лицензии и в других странах.
Принципы европейских аукционов были в целом похожи. Спектр, состоящий из двух полос по 25 МГц, делился на полосы по 5 МГц, которые продавались на аукционе тем пяти операторам, которые дадут больше денег. Первой, в апреле 2000 года, конкурс проводила Великобритания. Результаты многих повергли в шок: при начальной цене 5 млрд фунтов (по одному миллиарду за каждую из пяти полос) власти выручили в общей сложности 35,36 млрд долларов - более 2% годового ВВП. Вслед за Великобританией конкурс провела Германия. Аналитики предвещали, что правительство выручит около 50 млрд долларов, и не ошиблись. Продолжавшийся две недели аукцион из 173 раундов завершился на отметке 98,8 млрд марок (около 46 млрд долларов). Летом 2000 года лицензионная истерия захлестнула всю Европу. Однако осенью ажиотаж пошел на спад. Если Италия еще получила на аукционе 10,2 млрд долларов, то Австрия - всего 625 млн долларов, Швейцария - 120 млн долларов. Аукцион в Польше вообще был отменен. У операторов просто не хватало денег, а банки и финансовые компании, сначала активно предоставлявшие средства, вдруг стали бояться давать кредиты под покупку лицензий на G3. Агентство Standard & Poor`s, например, снизило на четыре позиции кредитный рейтинг British Telecom, активного участника европейских аукционов, после того как долг компании превысил 40 млрд долларов. Аналитики в один голос заговорили о кризисе на европейском рынке заемных средств, связывая его именно с аукционами на третье поколение.
Убойное приложение
Диапазон для сетей G3 выше, чем все диапазоны, задействованные сейчас для сотовой связи. Зона покрытия территории каждой базовой станцией G3 будет еще меньше, их надо монтировать еще ближе друг к другу, зато и обслуживать они смогут гораздо больше абонентов. Поэтому сама технология должна быть изначально ориентирована на массовое применение - экономия пойдет за счет масштабов. Несмотря на то что системы третьего поколения будут внедряться островками, не сразу на всей территории страны, многие операторы получили лицензии сразу на несколько стран, поэтому они смогут оптом закупать оборудование, делать единые системы управления сетями и т. д. Однако на этом "выгоды" UMTS заканчиваются.
Затраты на развертывание сети окажутся очень высокими. "Постепенная миграция" со второго поколения на третье, которую сейчас пропагандируют поставщики оборудования, - термин при ближайшем рассмотрении неправильный. Как сознаются они в кулуарных беседах, операторам придется-таки заново строить сеть. И не просто сеть, а очень дорогую сеть. Британский Vodafone заплатил 5 млрд за лицензию, и еще 1 млрд ему, по оценкам KPMG, потребуется в течение десяти лет, чтобы накрыть сотами весь остров. Lucent в начале декабря заключила контракт на 780 млн долларов с консорциумом Marabu, представляющим интересы испанской Telefonica и финской Sonera, для строительства сети UMTS в Германии. Ericsson заключил договор с немецким лицензиатом MobilCom на 1,35 млрд долларов, а с испанской Xfera - на 250 млн долларов. Развертывать сеть операторам надо очень быстро, ведь каждая минута простоя - это еще больший минус в балансе. По некоторым данным, уже сейчас в тех странах, где прошли аукционы, оператор каждый день теряет в среднем около 500 тыс. долларов в день. Поэтому главное сегодня для компаний, сделавших ставку на G3, - как можно быстрее придумать эффективную схему возврата вложений.
"Я участвовал в разработке бизнес-моделей для нескольких операторов связи третьего поколения и могу с уверенностью утверждать: только за счет передачи речи в обозримое время вложения в сеть окупиться не могут. Необходимы дополнительные источники доходов, и вся надежда операторов на хитроумных маркетологов, - говорит Леонид Платонов. - Надо придумать новые виды сервиса, за которые клиент будет готов платить".
В телекоммуникационном мире с недавних пор появился термин "кiller application", на русский это можно перевести как "убойное приложение". На поиски этих приложений, которые заставят раскошелиться капризного клиента, сейчас брошены самые мощные бригады аналитиков. Так, Международный союз электросвязи в своем последнем пресс-релизе акцентирует внимание на идее "виртуального дома", где с помощью беспроводных систем можно будет не только общаться друг с другом, но и управлять домашними приборами, находясь вне дома. А на последней конференции Института Адама Смита "Телекоммуникации в РФ" приводили различные варианты новых, как сейчас модно говорить, бизнес-кейсов для операторов такие известные производители, как Nokia и Ericsson. В кейсах этих есть и электронная коммерция, и доступ к играм, и беспроводные корпоративные информационные системы, и поиск ближайшего клуба или заправки в незнакомом городе. "Пакет услуг, связанных с местонахождением абонента, очень интересен и перспективен, - отмечает менеджер по новым услугам АО 'Вымпелком' Сергей Донченко. - Ближайшие магазины, рестораны, можно, кстати, определить и при помощи систем второго поколения. Но в сетях третьего поколения можно, будет, например, найти угнанный автомобиль. Для этого достаточно вмонтировать в него маленькое сотовое устройство и при пропаже машины 'позвонить' на него - сеть сможет определить нахождение угнанного транспортного средства с точностью до километра-двух".
А японцы уже реализовали свой вариант "убойного приложения". Местный оператор NTT DoCoMo почти год эксплуатирует сеть, обладающую многими чертами третьего поколения. Причем результаты весьма оптимистичны - доход с абонента NTT DoCoMo увеличился на 25-30%. Впрочем, есть одно "но", которое заставляет европейцев и американцев смотреть на японский опыт с настороженностью: две трети трафика приходится на скачивание со специальных сайтов мелодий для караоке.
Автор благодарит Юрия Тимофеева и Петра Кирьяна за помощь в подготовке материала