Контроль над рекламными щитами

25 декабря 2000, 00:00

В Новосибирске разгорелся скандал на рынке наружной рекламы. Муниципальное предприятие "Городской центр наружной рекламы" на минувшей неделе начало принудительный демонтаж конструкций, установленных несколькими рекламными фирмами. Поскольку рекламщики считают эту акцию незаконной, они написали мэру города Владимиру Городецкому открытое письмо, предложив провести "круглый стол" и обсудить сложившуюся ситуацию, из-за которой некоторые рекламные агентства города могут лишиться бизнеса.

Это уже не первое обращение рекламщиков Новосибирска к мэру. В последних числах ноября члены Городского объединения рекламистов Новосибирска (ГОРН) также в открытом письме градоначальнику заявляли, что городские власти нацелились на радикальный передел рынка. Члены ГОРН утверждали, что с мая 2000 года, когда все вопросы, связанные с размещением наружной рекламы, были переданы департаменту потребительского рынка и земельных отношений, изменилась городская политика в сфере рекламы. Именно с этого момента была приостановлена выдача разрешений на размещение рекламы. Более того, властные структуры стали без письменных уведомлений в массовом порядке отказываться от продления договоров на размещение рекламы на уже существующих конструкциях. Первым очевидным проявлением новой политики городских властей стал принудительный демонтаж в сентябре 28 рекламных щитов фирмы Big Board. Формальным поводом к нынешнему демонтажу конструкций трех рекламных агентств - "Артбизнеслайн", "Спаркс" и "Лицей" стало то, что фирмы не пролонгировали свои договора с мэрией. Однако руководители этих агентств утверждают, что они вовремя подавали документы для пролонгации. Кроме того, в прошлогодних договорах специально указывалось, что эти фирмы имеют преимущественное право на продление договоров.

В неофициальных беседах руководители рекламных фирм утверждают, что главным идеологом новой политики мэрии в отношении наружной рекламы является глава департамента потребительского рынка и земельных отношений Игорь Беляков. Он, по их мнению, в настоящее время планирует монополизацию рынка наружной рекламы с помощью двух операторов рынка - компаний "Дизайн-мастер" и "Рим". Рекламисты считают, что этим фирмам предстоит в ближайшее время установить контроль над 70-80% рынка наружной рекламы и, как следствие, диктовать цены российским и мировым брэндам, нуждающимся в размещении своих щитов в третьем по величине городе России. Пока что только этим двум компаниям разрешено использовать места на демонтированных конструкциях под свои рекламные щиты. Обращает на себя внимание и то, что состоявшийся недавно тендер по установке в городе сети стеклянных автобусных остановок с киосками табачных изделий также выигран фирмой "Дизайн-мастер". При этом, по свидетельству участников рынка, тендер проводился негласно. Наконец, в тайне от общественности разработаны новые правила размещения наружной рекламы, которые власти города готовятся в срочном порядке принять на горсовете.

Со своей стороны, Игорь Беляков опровергает обвинения в насильственном переделе рынка. По его словам, возглавляемый им департамент просто пытается навести там порядок. "До недавнего времени в городе никто не знал точного количества рекламных щитов, - заявил он. - Считалось, что их пятьсот, а оказалось - семьсот тридцать четыре. Вот мы и приостановили размещение рекламных конструкций, чтобы, по крайней мере, их посчитать". Более того, власти города считают, что рекламные агентства сами виноваты в разразившемся скандале. По данным Городского центра наружной рекламы, агентства, у которых были демонтированы конструкции, имеют перед городом миллионные задолженности, а многие допускают самовольное размещение объектов.