Гордиев узел АвтоВАЗа

Гузэль Фазуллина
25 декабря 2000, 00:00

Единственная надежда лидера нашего автомобилестроения - стратегический иностранный или российский инвестор

АвтоВАЗу сегодня очень нужен миллиард долларов. Это тот инвестиционный минимум, который позволит крупнейшему отечественному автозаводу сохранить лидирующие позиции на рынке. Не по количеству выпущенных легковушек - на производство запланированных на будущий год 752 тысяч у предприятия достаточно оборотных средств. Для того чтобы подтвердить статус лидера российского автопрома, АвтоВАЗу просто необходимо предложить отечественному потребителю новый качественный автомобиль. Компания, выпускающая машины с двигателями, не соответствующими международным стандартам по токсичности, меняющая модельный ряд раз в двадцать лет, неконкурентоспособна. В Тольятти это прекрасно понимают. Но ситуация сегодня складывается не в пользу Волжского автозавода, и клубок противоречивых проблем, в котором он оказался, очень напоминает гордиев узел, который проще разрубить, чем распутать.

Кроме освоенного семейства автомобилей ВАЗ-2110, у АвтоВАЗа есть собственные новые разработки - "Нива" ВАЗ-2123 с объемом двигателя 2 литра и ВАЗ-1118 "Калина" пяти комплектаций. Они и должны к 2004 году вытеснить с конвейера токсичную "классику". Но на постановку новой "Нивы" необходимо 460 млн долларов, "Калины" - 800 млн. Если развиваться инертно, то есть только за счет собственных средств, то российский потребитель получит новые модели через четыре-пять лет. Если переговоры с "Дженерал моторс" все-таки завершатся подписанием генерального соглашения и партнер, как обещал, вложит 250 млн долларов, "Нива" ВАЗ-2123 появится на рынке через два года. А вот на "Калину" инвесторов пока нет. Как говорит председатель совета директоров АвтоВАЗа Владимир Каданников, "автомобиль - не вино, с годами лучше не становится". Четыре года - очень большой срок для любой автомобильной компании.

Инвестиционно непривлекательным АвтоВАЗ делают долги перед государством. Они реструктурированы на 10 лет. Но одним из условий этой реструктуризации является передача 50% плюс одна акция в Федеральный фонд имущества в качестве залога, вторым - запрет на допэмиссию акций с правом голоса, третьим - ограничение на вывод активов в новые компании.

Поэтому АвтоВАЗ пока не может рассчитывать на инвестиции с фондового рынка, рыночная цена акции меньше номинала, да и рынка как такового в России еще нет. Не может пока завод и преобразоваться в автомобильную корпорацию западного типа, как это сделал 30 лет назад "Фиат", потому что для этого необходимо изменить социалистическую структуру компании, представляющую собой натуральное хозяйство, и вывести отдельные виды бизнеса в самостоятельные предприятия. Концепция реформирования, окончательно утвержденная советом директоров в начале декабря, не предусматривает учреждения новых юридических лиц. Она делает более прозрачными виды бизнеса, внятной систему управления как финансовыми потоками, так и производством.

А пакет в залоге вообще представляется замкнутым кругом. Как заявил "Эксперту" директор по корпоративному управлению Петр Нахманович, "нам сегодня целесообразнее не платить по долгам, а направить деньги на развитие. Но дело в том, что мы платим не потому, что пакет находится в залоге, а потому, что считаем: завод государству должен. Подписав с правительством соглашение о реструктуризации, АвтоВАЗ сам себя как бы подвесил. В случае задержки выплат по обязательствам в течение двух месяцев правительство может выставить пакет на торги. Наш финансовый план сбалансирован и учитывает эти выплаты. Но баланс очень тонкий и может сорваться в любую минуту и по любым причинам, например автомобили перестают продаваться. Или, скажем, нас обвиняют в том, что мы каким-то непонятным образом выпустили дополнительно 280 тысяч автомобилей и укрыли их от налогов. Такие заявления не могут не влиять на поведение поставщиков, опасающихся ареста счетов и требующих предоплаты. Ну сорвем мы выплаты, ну перейдет пакет государству, ну заменят руководителей. Завод же не остановится".

В Тольятти прекрасно отдают себе отчет в том, что ни один адекватный инвестор не будет иметь дело с компанией, не выполняющей свои обязательства перед государством. И тогда не только о "Дженерал моторс", но и о любых других инвесторах можно будет забыть надолго. Поэтому приходится платить. С другой стороны, сорвав выплаты, АвтоВАЗ мог бы покончить с неопределенностью, настораживающей инвестора. Идти на сотрудничество с партнером, акции которого находятся в залоге у государства с периодически меняющимся правительством, дело весьма рискованное.

Понятно, почему "Дженерал моторс" затягивает переговоры. Последнее условие, которое выдвинули партнеры АвтоВАЗа, - участие в проекте ЕБРР в качестве акционера, а не просто кредитора. "Дженерал моторс" хочет снизить риски и разделить их с банком. Между тем подписание соглашения означало бы для ВАЗа прорыв во всех отношениях - инвестиционном, технологическом.

Владимир Каданников предпринимает попытки выбраться из замкнутого круга: уменьшить реструктуризированный долг, уговорив правительство списать просроченный долг на сумму инвестиций, направленных из собственной прибыли на развитие. По похожей схеме в свое время французское правительство списало долги автомобильной компании "Рено", оказавшейся в еще более сложном, чем АвтоВАЗ, финансовом положении. Но российское правительство "уговариваться" не хочет, видимо, решив, что взятый ВАЗом в свое время явочным порядком "кредит" на освоение "десятки" в виде неуплаченных налогов надо вернуть.

В этом контексте становится понятной довольно спокойная и даже положительная реакция руководства АвтоВАЗа на поглощение холдингом "Сибирский алюминий" Горьковского автомобильного завода. Вазовский генералитет даже дает понять, что не прочь стать следующим "недружественно" поглощенным. Как заявил "Эксперту" Петр Нахманович, "никакой идиосинкразии по поводу привлечения любых видов ресурсов включая новых, как внешних, так и внутренних, инвесторов у руководства АвтоВАЗа нет". Чем черт не шутит, а вдруг какая-нибудь отечественная алюминиевая, газовая или нефтяная группа выкупит вазовские долги у правительства и разрубит этот гордиев узел инвестиционных проблем? Прецедент перелива капитала уже создан.