Махновщина

Глеб Парфенов
25 декабря 2000, 00:00

Россия должна заставить Киев навести порядок на украинском газовом рынке

О том, что Украина регулярно осуществляет "несанкционированный отбор российского газа" и занимается его реэкспортом в Европу, известно всем. В прошлом году таким образом "пропало" 10 млрд кубометров (по экспортным ценам это 800 млн долларов), а в этом только, по официальным данным самого Киева, 1,5 млрд. Однако механизм отбора и реэкспорта, а также его субъекты практически неизвестны широкой публике. Между тем знание подобных нюансов позволяет спрогнозировать развитие энергетических отношений между Украиной и Россией после запланированного на конец декабря подписания масштабного межправительственного газового договора.

Новые российско-украинские договоренности по идее должны заложить фундамент в двусторонней газовой торговле. Две страны утвердили жесткий баланс потребления природного газа Украиной в 2001 году. Перебор, не оплаченный в срок более двух месяцев (что до сих пор определялось российской стороной как "несанкционированный отбор"), будет четко фиксироваться. Украина обязана оплачивать "избыточный" газ по цене 80 долларов за тысячу кубометров, причем половину наличными, в то время как другая половина будет записана в госдолг Украины с возможностью последующего обмена на украинские промышленные активы. Что касается существующих ныне долгов, составляющих около 2 млрд долларов, то они государственными, в соответствии с договоренностями, не признаются (хотя на них распространяются госгарантии) и реструктуризируются на 10 лет под примерно 6% годовых.

Проблема, однако, заключается в том, что российско-украинские отношения затрагивают лишь верхушку "газового айсберга". Чтобы навести порядок с газовым транзитом, Москва должна хорошо представлять себе и теневые нюансы украинского газового рынка. В противном случае все, как и раньше, ограничится громкими декларациями.

Субсидии за наш счет

Механизм несанкционированного отбора Украиной газа в легальном секторе экономики крайне прост. НАК "Нефтегаз Украины" - госкомпания, занимающаяся добычей, транспортировкой и продажей газа коммунальному сектору и бюджетным организациям, - спускает в регионы лимиты на отбор газа исходя из тех объемов, которые законтрактованы и проплачены потребителями. Однако последние, как правило, оплачивают лишь часть необходимого им топлива. Недостача возникает по линиям жилкоммунхоза (население плохо платит за газ и отопление, а то, что платит, частично разворовывается на уровне местных властей), бюджетных организаций, промышленных предприятий-неплательщиков, через которые идет газоснабжение всего населенного пункта, на чьей территории они находятся, а также электростанций.

Эти категории потребителей имеют одну особенность - их либо запрещено отключать за долги, либо технически невозможно это сделать. В итоге оплаченные лимиты отбора, которые спускаются НАК на места, покрывают лишь 50-80% потребностей. А потребности эти не удовлетворить нельзя. И НАК, вняв мольбам регионов или приказанию "сверху", повышает лимиты отбора. И если достаточные запасы у НАКа отсутствуют, недостающие объемы возмещаются за счет несанкционированного отбора. Например, в октябре этого года компания "Итера" в 5 раз сократила поставки газа на украинские ТЭС в связи с низким уровнем оплаты. Однако электростанции продолжали потреблять практически прежние объемы топлива, которое, по всей видимости, "заимствовалось" из транзитной трубы.

Однако несанкционированный отбор российского газа осуществляется не только для того, чтобы "обогреть простых потребителей". Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что Украина является достаточно крупным экспортером этого топлива.

Реэкспорт как улика

Украина долгое время отрицала сам факт того, что она реэкспортирует газ. Впервые в этом призналась Юлия Тимошенко вскоре после вступления в должность вице-премьера по вопросам ТЭК. Между тем сколько, почем и кому Украина продает газ, никогда не являлось секретом даже для официальной статистики. Понятное дело, что украинский Госкомстат учитывает исключительно легальные объемы экспорта (о контрабанде мы поговорим чуть ниже). Однако даже эти цифры говорят о многом.

По данным статистики, на Украине экспортом газа занимаются государственные компании - НАК "Нефтегаз Украины" и ее структурные подразделения (исключение составляют поставки в Молдавию, которые осуществляют коммерческие структуры). Если посмотрим динамику экспорта в последние годы, то мы увидим следующую картину. В 1997 году Украина экспортировала 1,414 млрд кубометров газа на 118 млн долларов. В 1998 году поставки сократились в 2,5 раза и составили 589,1 млн кубов, однако уже в 1999 году эта цифра увеличилась до 1,088 млрд кубометров - порядка 1% российского транзита в Европу.

Однако самое интересное началось к концу 1999 года, когда российское правительство прямо обвинило Украину в воровстве газа и перепродаже его в Европу. Тогдашний глава НАК Игорь Бакай отреагировал на эти заявления несколько неожиданным образом - заключив контракт на поставку в Польшу 2 млрд кубометров газа в 2000 году. Вслед за этим наступило "золотое время" для украинских экспортеров газа. За первые три месяца 2000 года Украина продала за рубеж газа больше, чем за весь 1999 год, а в апреле перекрыла и рекордный 1997-й. Все это происходило под аккомпанемент гневных писем Рема Вяхирева с требованиями прекратить несанкционированный отбор газа и его реэкспорт в Европу, обещаний президента Кучмы навести порядок на газовом рынке, а также переговоров российского и украинского правительств по вопросу о газовых долгах. Возможно, причастные к этому люди просто торопились "погулять напоследок".

Перелом произошел лишь после отставок Бакая и его преемника Игоря Диденко этим летом. В июне объемы экспорта резко упали до 147,8 млн кубометров (против 422,3 млн в мае). В июле, когда решался вопрос, кто же будет руководить НАКом, никто продавать газ не рисковал, и экспорт составил мизерные 2,4 млн кубометров. В августе, сентябре и октябре объемы держались на уровне в 30-45 млн кубометров, причем шли они в основном в Болгарию еще по советским соглашениям с ведома России. Поставки полякам хотя и не опустились до абсолютного нуля, как утверждает правительство, однако были существенно сокращены и в последнее время не превышали 3 млн кубометров в месяц. Несмотря на это, год выдался для украинских газовых экспортеров очень "урожайным" - за 10 месяцев нынешнего года за рубеж было поставлено 2,485 млрд кубометров.

Конечно, нельзя утверждать, что весь экспортированный Украиной газ является "ворованным". Однако понятно, что экспорт газа в то время, когда внутри Украины его не хватает, во многом провоцировал несанкционированный отбор российских транзитных объемов. Не выдерживает критики и утверждение, что за счет реэкспорта газа Украина зарабатывала деньги, которые затем направлялись на оплату газовых долгов или закупки новых объемов газа. В многоуровневой и чрезвычайно сложной структуре НАК "Нефтегаз Украины" вообще довольно сложно понять, куда и откуда идут деньги. Однако очевиден тот факт, что как раз на первое полугодие 2000 года - время расцвета украинского газового экспорта - пришелся острый энергетический кризис в стране, сопровождаемый крупномасштабными сверхконтрактными отборами газа и наращиванием газового долга на 700 млн долларов.

Именно здесь четко прослеживается "смычка" официального газового рынка Украины и его теневой части. И если проблемы официального рынка худо-бедно решаются посредством планируемых российско-украинских договоренностей, то проблему теневой газовой сферы никому, кроме самой Украины, не решить.

Экономика контрабанды

Недавно на одной из пресс-конференций глава Государственной таможенной службы Украины Юрий Соловков сделал очень интересное признание. По его словам, до сегодняшнего дня на трубопроводах нет счетчиков, которые были бы полностью переданы под контроль таможенных органов. "Мы фактически проводим таможенное оформление по документам, представляемым транспортными организациями", - заявил главный таможенник Украины. Эти слова следует понимать таким образом: сколько газа реально прошло через границу и кому он принадлежит - таможенные органы не знают.

О контрабанде газа и, если брать шире, его теневом рынке на Украине говорить не принято. Хотя иногда общественность в силу изменения политической конъюнктуры кое-какие сведения получает. Например, в начале этого года (когда обострилась межклановая борьба вокруг Николаевского глиноземного завода) Служба безопасности Украины (СБУ) в рамках операции "Энергия" пресекла незаконный экспорт газа в объеме 2 млрд кубометров на 100 млн долларов. По словам главы СБУ Леонида Деркача, газ шел за границу через целую цепочку фиктивных фирм, зарегистрированных в офшорных зонах. В августе, в разгар развернутой правоохранительными органами кампании против Юлии Тимошенко, генеральная прокуратура предъявила руководству связанной с ней компании "Единые энергосистемы Украины" обвинение в том, что на протяжении 1996-1997 годов ЕЭСУ путем подлога документов контрабандой перемещали через границу Украины в Великобританию российский газ, который компания покупала у "Газпрома" "для внутренних нужд".

Впрочем, контрабанда является лишь "входным клапаном" огромного теневого рынка газа, который в последнее десятилетие буйным цветом расцвел на Украине. Практически во всех регионах страны есть люди, которые могут "помочь" поставить больше газа трейдеру или промышленному предприятию, чем тем положено по заключенным контрактам. В центральном аппарате НАК "Нефтегаз Украины" также имеются понимающие товарищи, которые готовы такой "сверхлимит" не заметить или же, если речь идет о крупных объемах, сами его продать. Сформирована целая цепочка "предпринимателей" начиная от межрайгазов и кончая менеджерами НАКа, которая промышляет на прямом воровстве газа у украинских и зарубежных потребителей. Как заметил руководитель одного из региональных трансгазов, "когда регион постоянно вынужден выходить за лимиты, вообще трудно понять, кто сколько газа отбирает и кому продает". В итоге, правда, на газовых счетчиках, которые стоят на "выходе" из Украины, неожиданно обнаруживается пропажа сотен миллионов кубометров.

В некоторых случаях, кстати, операции могут проходить и на вполне официальном уровне. Как заявлял летом агентству "Прайм-ТАСС" президент ООО "Итера-холдинг" Валерий Отчерцов, сам "Нефтегаз Украины" торговал газом, полученным от сверхконтрактных отборов. По словам Отчерцова, топливо продавалось НАКом по цепочке посредников по цене в 25-30 долларов за тысячу кубометров (при том, что "Итера" продает газ по 40-45 долларов, а "Газпром" расплачивается с Украиной за транзит исходя из цены в 50 долларов).

Другая опора нелегалов - потребление газа населением. По мнению независимых экспертов, данная цифра завышается раза в два в сравнении с реальным уровнем потребления. Так как в большинстве украинских домов газовых счетчиков нет, перепроверить это практически невозможно. Поэтому приходится верить местным газовикам, которые, как правило, фиксируют уровень потребления по "верхней планке". Население еще хорошо и тем, что его запрещено отключать от газоснабжения. Поэтому, когда лимиты на регионы срезаются, сокращаются поставки газа в первую очередь на промышленные предприятия. Власти объясняют это тем, что "газ идет населению", однако куда он идет на самом деле - проконтролировать тяжело.

объемы теневого рынка газа посчитать практически невозможно. Вероятно, речь идет о миллиардах кубометров газа в год. При этом доходность бизнеса крайне велика, учитывая, что "теневой" газ имеет минимальную себестоимость - ведь за него уже заплачено другими потребителями.

Дело за "Газпромом"

Источники в трейдерских кругах утверждают, что теневая сфера газового рынка реформами нынешнего кабинета Украины (подробнее о них см. "Эксперт" N27 за этот год), планирующего сделать энергорынок более прозрачным, затронута слабо - "здесь все вопросы решаются на уровне местных газовых структур и менеджеров НАКа в Киеве". Последние, утверждают трейдеры, как-то улаживают дела с украинским и российским руководством, с "Газпромом", а также теми европейскими структурами, которые занимаются легализацией контрабанды газа в Европе. Это хорошо отлаженная система, которая очень оперативно приспосабливается к изменениям в газовой политике любого правительства. "Реально болезненным ударом для этого бизнеса стало бы не столько падение людей, которые делают ему 'крышу' на Украине, в России или в европейских странах (в конце концов им быстро бы нашли замену), сколько очень жесткая, я бы сказал беспощадная, реформа системы контроля и учета потребления газа в стране", - считает топ-менеджер одного из подразделений НАК "Нефтегаз Украины".

Еще дальше идет директор известного киевского аналитического центра, Агентства гуманитарных технологий, Максим Карижский: "Главная причина несанкционированного отбора газа - развал системы учета потребления газа в стране. И наиболее действенной мерой по решению этой проблемы стало бы четкое разделение бизнеса по продаже газа конечным потребителям и бизнеса по его транспортировке. Причем последний наиболее эффективно было бы передать не украинскому предприятию (украинский трейдер всегда договорится с украинским трейдером), а группе иностранных компаний - 'Газпрому', Shell, Gaz de France, Ruhrgas. Тот же 'Газпром' кровно заинтересован в том, чтобы контракты с западными потребителями выполнялись в полных объемах, и будет четко за этим следить. Так мы сможем не только снять вопрос о несанкционированном отборе газа, но и разрушить теневую сферу этого бизнеса".

Правда, весь вопрос в условиях подобной сделки. Как заявил "Эксперту" член правления "Газпрома", российскую компанию устраивает лишь вариант приватизации украинских газораспределительных сетей, тогда как "концессия нам не очень интересна". "При этом нас интересует только контрольный пакет", - уточнил он. Киев, напротив, говорит пока о передаче трубопроводов в концессию на 20-25 лет. Кроме того, стороны не сходятся и в оценке газовых сетей. Украинцы считают, что газопроводы стоят 20-30 млрд долларов, тогда как эксперты "Газпрома", учитывая высокую степень изношенности и необходимость срочного инвестирования как минимум 1,5 млрд долларов, называют цифры в 5-10 раз меньшие. Кроме того, для российской компании сейчас более актуально строительство газопровода в обход Украины через Белоруссию-Польшу-Словакию. После его запуска Киев, вероятно, станет посговорчивее, а его активы - дешевле.

Новый российско-украинский газовый договор как раз и создает четкие рамки для торга между "Газпромом" и Киевом. Вдобавок жесткая прагматичность нового российского руководства (в отличие от эпохи Бориса Ельцина, когда Кремль всегда полюбовно договаривался с Кучмой) - хороший фон для подобных переговоров.