Открытие образования

Анастасия Матвеева
15 января 2001, 00:00

Равный доступ к качественным образовательным ресурсам - базовый принцип государственной политики в области образования

Образование - это то, что остается,
когда мы уже забыли все, чему нас учили.
Джордж Савил, маркиз Галифакс

Российский бизнес обеспокоен. О дефиците кадров (причем не только высшей квалификации, но и хорошо обученных работников массовых профессий) как о факторе, ограничивающем рост компаний, упоминают многие предприниматели, задумывающиеся о своем будущем. Дефицит порожден не только несоответствием структуры профессиональной подготовки структуре спроса на рабочую силу. В конце концов, мало ли в последние годы открыто краткосрочных и некраткосрочных курсов переподготовки, да и в компаниях создаются собственные подразделения для обучения сотрудников.

Корни кадрового голода лежат гораздо глубже. Слишком велик разрыв между фактически сложившимся качеством массовой общеобразовательной и общекультурной подготовки и тем его уровнем, что необходим для освоения профессиональных знаний, адекватных требованиям современной экономики. Это обстоятельство делает вложения бизнеса в обучение персонала заведомо неэффективными. Они попадают на неподготовленную почву: обучаемым не хватает базы для достижения стандартов работы, которые хотел бы утвердить работодатель. Таким образом, если российское среднее образование не будет модернизировано, на экономическом развитии страны можно поставить крест.

Однако прошедший год дал некоторый повод для оптимизма. Деятельность государства в образовательной сфере приобрела характер внятной и последовательной политики. Государство, похоже, всерьез взялось за реформирование не отдельных звеньев системы образования, а за ее преобразование в целом, с кардинальной сменой самих принципов ее существования.

Когда селяне CD с базара повезут

Разработчики программы развития образования, существующей в рамках более общего документа, известного под названием "Стратегия для России", полагают, что первостепенной задачей реформ должно стать создание на всей территории страны единого по качеству образовательного пространства. Дело в том, что еще в советские времена сложились, а в последнее десятилетие усугубились катастрофические различия в качестве среднего образования в крупных городах и удаленных от центров цивилизации школах, особенно сельских. Последних насчитывается около 40 тысяч, при том что всего школ в стране примерно 70 тысяч.

Понятно, что в глубинке ученики и учителя не имеют доступа ко многим образовательным ресурсам. Да и те ресурсы, что имеются в их распоряжении, давно устарели. Финансовые трудности и извечная беда России - дороги - не позволяли пополнять и без того скромные библиотеки и обновлять учебные пособия. "Кто ж на нартах куда-нибудь за Полярный круг повезет реактивы для химических опытов или труды по педагогике? Потому что везут самое необходимое: порох и еду", - дает характеристику сложившегося положения Александр Тихонов, директор института "Информика" при Министерстве образования. И это при том, что во многих удаленных школах учителя зачастую преподают по несколько предметов. Ведь школы эти в основном малокомплектные, то есть обучаются в них десять-двадцать учеников: двое первоклашек, один ученик второго класса, один - третьего и т. д. И на всех - один-два педагога.

"Нашей целью было освободить сельского школьника от бремени плохого образования, которое тащится за ним всю жизнь, - говорит Татьяна Клячко, руководитель Центра образовательной политики Государственного университета - Высшей школы экономики. - Ведь ему заранее приходится строить жизненную стратегию с учетом этого фактора. Тем более сейчас, когда попытка поступить в вуз или техникум - очень затратное мероприятие. Даже для того, чтобы просто приехать в город и прожить там несколько недель, нужны значительные средства. Сельский житель не может себе этого позволить - ведь у него нет никаких гарантий поступления при том качестве образования, что он получил". Добавим от себя, что и шансы занять многие из рабочих мест, не требующих длительного специального обучения, у выпускников удаленных школ с их недостаточным общеобразовательным уровнем чрезвычайно малы.

Строить единое образовательное пространство предполагается, включая в формальную систему образования элементы открытого образования. Открытое образование - это, по существу, возможность доступа к разнообразным образовательным ресурсам единого качества из любой географической точки страны и возможность строить на этой основе индивидуальную траекторию обучения.

В принципе едиными образовательными ресурсами могут быть и печатные материалы - благодаря специально разработанным педагогическим методикам (существование последних отличает открытое образование от заочного, имевшего место в нашей стране). Примером подобной технологии служит Открытый Лондонский университет, первое учебное заведение такого рода в мире. В нашей стране не так давно элементом открытого образования служило государственное учебное телевидение. В новом же тысячелетии оптимальным средством технической поддержки принципов образовательной открытости являются, естественно, информационные технологии.

На информатизацию школы и делается ставка. Потенциальные возможности присутствия компьютера в каждой школе велики. Компьютер позволяет использовать при обучении образовательные программы самого различного типа - тренирующие, контролирующие, имитационные. Например, обучающие программы могут смоделировать лабораторные работы по физике и химии, и нужда в реактивах и приборах отпадет сама собой. Поскольку образовательные ресурсы, заключенные в компьютеры, могут быть бесконечно разнообразны, то соблюдается немаловажный принцип открытого образования - возможность выбора. Можно выбрать разные курсы одного и того же предмета, при способностях и заинтересованности самостоятельно прорабатывать школьные предметы в более углубленном варианте.

Обеспеченный с помощью компьютеров равный доступ к образовательным ресурсам выравнивает шансы выпускников разных общеобразовательных учебных заведений и делает их более мобильными в социальном, территориальном и профессиональном планах. То есть закладывается основа для создания качественного кадрового резерва развития капитализма в России. Однако для того, чтобы сказка стала былью, реформаторы должны преодолеть еще очень много препятствий. "Как все это начнет реально реализовываться - надо еще очень и очень хорошо прописать и продумать. Процесс еще необходимо выстроить технологически, методологически, социально, иначе он превратится в такую же маниловщину, что и все предыдущие проекты информатизации школы", - признает Татьяна Клячко.

Не все то маниловщина, что блестит

И дело даже не финансовой цене вопроса. Хотя именно это в первую очередь приходит в голову на фоне тянущегося уже несколько лет недофинансирования школы. Худо-бедно, но первый этап информатизации - компьютеры в школу - начался еще в прошлом веке. Причем первоочередные поставки за счет федерального и местных бюджетов должны осуществляться в удаленные школы. Считается, что городские школы находятся в лучшем положении: не столько, правда, по нынешней оснащенности компьютерами (даже в Москве в настоящее время на один ПК приходится 200 учеников), сколько по наличию потенциальных спонсоров процесса. Всего на компьютеризацию школы должно в текущем году пойти 2 млрд бюджетных рублей: один миллиард выделяет федеральный центр, один - губернии. Принцип выделения паритетный: федерация даст денег, если местные власти обязуются выделить столько же.

Два миллиарда - сумма небольшая. Она позволит закупить 75-76 тысяч компьютеров - по сути, по одному на школу. Но даже один реальный компьютер на сотню учащихся (а больше в региональных школах редко бывает) - реальное продвижение вперед для нашей страны. Ведь до сих пор дети из многих удаленных от центра школ компьютер только по телевизору видели. И липовое происхождение отметок, стоящих в аттестате выпускников сельской школы в графе "Информатика", есть секрет Полишинеля.

Кроме того, проблема финансирования информатизации школы не решается исключительно в лоб, за счет увеличения бюджетных средств. Очень важен в этом смысле "маневр ресурсами", предусмотренный программой. Речь идет о преобразовании сельской школы. Там, где это возможно, пройдет реорганизация малокомплектных школ. Начальная школа по-прежнему будет находиться в тех же населенных пунктах, где живут маленькие ученики. А вот дети постарше каждый день будут ездить в образовательные центры, принимающие учащихся из нескольких окрестных сел.

Создание образовательных центров высвободит значительные финансовые средства. Содержание одного ученика в малокомплектной школе обходится значительно дороже, чем в школе с обычной наполняемостью. Если сейчас на сельские образовательные учреждения тратится примерно 1,5 млрд долларов, то реструктуризация позволит сэкономить примерно треть от этой суммы. Сэкономленные денежные ресурсы предполагается использовать в том числе и на информатизацию.

На укрепление экономических основ информатизации обучения в средней школе работает и то, что образование представлено в программе как приоритетная бюджетная отрасль. И похоже, этот подход поддерживается теми, от кого зависит финансовая судьба. Принимая бюджет 2001 года, депутаты Госдумы были единодушны во мнении: "Бюджет образования трогать не будем". Ведь очевидно, что избирателям вряд ли понравится обратное. Вдобавок бюджет образования называется теперь "инвестиционным". Это - не игра словами. Означает это название следующее: в бюджет образования входит так называемый бюджет развития, то есть средства, предназначенные исключительно на укрепление материальной части, не разменные на текущие платежи.

На этом уровне финансирования даже подключение отдаленных школ к Интернету, что является логичным шагом в открытии образования, - не проблема.

Собственные Платоны по Интернету

Специалисты утверждают, что и технологические предпосылки подключения школ к Интернету уже созданы. Оказывается, как объясняет г-н Тихонов, "сделать спутниковое плечо в отдаленные районы возможно и не так дорого, если правильно будет выработана политика государства и правительства. В этом нет экзотики. Первая отечественная университетская сеть RUNNet так и строилась - на аренде каналов военных спутников. В Москве до сих пор можно увидеть 'тарелки' для приема, это потом все заменили оптоволокном. Россия до сих пор - страна с мощной спутниковой группировкой, покрывающей всю ее территорию. Спутники - военные и невоенные - имеют свободные стволы, надо их выделить для нужд образования. Такое предложение есть. Чтобы принять его, ничего, кроме волевого решения, не потребуется".

По оценке специалистов института "Информика", для обеспечения подсоединения школ к Интернету с помощью спутников потребуется около 1 млн долларов в год. А эту сумму, как еще осенью в интервью "Эксперту" сообщил министр образования Владимир Филиппов, возглавляемое им министерство готово изыскать само, без федерального бюджета, поскольку "это же копейки".

Так что с точек зрения технологической и даже финансовой вхождение в единое образовательное пространство большого числа российских школ не настолько проблематично, как это может показаться на первый взгляд. Правда, здесь есть два тонких момента. Первый - вовлечение в систему открытого образования учителей, ведь без их методологической помощи учащимся все-таки не обойтись. И второй - единые по качеству образовательные ресурсы, покрывающие все вышеуказанное пространство, еще только предстоит создать.

"Информатизация школы может вызвать сопротивление людей, замотанных жизнью. Жизнь сельских учителей в бытовом плане очень нелегка, - объясняет Татьяна Клячко. - Они часто просто не умеют работать с информацией и поэтому ее боятся. Тем более что доступ к ней раскрывает их собственную уязвимость и незнание. Ученик ведь сможет проверить учителя всем корпусом информации и знаний, которые доступны в глобальной Сети, не просто еще одним учебником. И вот он придет завтра в класс и скажет: 'Мария Ивановна, а вы мне не то говорите'". Особенно высок психологический барьер у людей немолодых. По словам Галины Королевой, замдиректора Центра информационных технологий управления образования Новосибирской области, обучая таких учителей, приходится прибегать к особым методикам, снимающим не просто неумение обращаться с новой техникой, а страх перед ней.

Еще одна задача, может быть, более масштабная, чем решение технических проблем и повышение квалификации учителей, - это упорядочение виртуального образовательного пространства включая Интернет. Пространство это, как выразился один из наших собеседников, сильно замусорено. Шаря по образовательным сайтам, чего только не встретишь: от методической разработки по труду с инструкциями по изготовлению матрешки до сайта школы сексуального воспитания "Детская сексология", куда тупо загнан текст с картинками изданной еще в СССР французской книжки на эту тему. От себя авторы сайта добавили только конференцию, куда посетители могут обращаться с вопросами. Как утверждает Юрий Молоков, замдиректора Сибирского института образовательных технологий РАН, существующие методы обучения с использованием компьютерных технологий пока действуют лишь как подпорки для традиционных методик. Науке только предстоит найти гармоническое сочетание новейших педагогических технологий и технологии информационной. Так что не миновать государству тратиться и на исследования в области новых форм обучения, образования и воспитания личности, адекватных потенциалу компьютеров и Интернета.