Горизонт близок

Спрос на государство
Москва, 15.01.2001
«Эксперт» №1-2 (262)
В прошлом году предъявленный военными промышленниками спрос на государственную стратегию удовлетворен не был

Несмотря на обилие сказанных по этому поводу слов, государство так и не дало понять субъектам российской оборонки, что именно ему потребуется в обозримой перспективе для обеспечения своих военно-политических интересов. Иначе говоря, у предприятий оборонно-промышленного комплекса по-прежнему нет спросовых ориентиров за исключением экспортных контрактов на ближайшее время. А их, как мы недавно писали (см. "Эксперт" N40 от 23 октября 2000 г.), явно недостаточно для построения предприятиями собственных планов на будущее: даже на экспорт успешно продавать можно только то, что уже используется национальными вооруженными силами, обкатано и доработано при их участии.

Программа вооружений на десять лет вперед, то есть тот документ, который требовался от государства и появление которого было им последний раз обещано на декабрь прошлого года, в назначенные сроки не состоялась. В конце года вице-премьер Илья Клебанов лишь сообщил информационным агентствам о том, что "программа вооружений находится сейчас на рассмотрении в Совете безопасности РФ и к середине января, как ожидается, будет подписана президентом РФ Владимиром Путиным".

Остается надеяться на это, а также на то, что данный документ окажется более содержательным, нежели военная доктрина, на основании которой, по идее, и должна создаваться программа вооружений: военная доктрина обозначает военно-политические угрозы для страны - программа вооружений называет средства (в типах, моделях и штуках), которыми эти угрозы должны парироваться. Условно говоря, "под Чечню" на такой-то период нужны: группировка вертолетов таких-то, группировка защищенных танков таких-то, беспилотные летательные аппараты, средства связи и РЭБ, индивидуальная защита, приборы ночного видения, спутниковая разведка... И так далее по всем угрозам.

Но принятая и опубликованная в прошлом году доктрина была эклектична и неакцентированна до такой степени, что по сути спровоцировала громкий конфликт между министром обороны Игорем Сергеевым, отстаивающим интересы ракетных войск стратегического назначения, и начальником Генштаба Анатолием Квашниным, ратующим за преимущественное развитие обычных сил. Возможно, все дело в статусе доктрины, которую впервые сделали открытым публичным документом. Тогда реальная программа вооружений должна расписываться на основе чего-то сугубо секретного, по-настоящему оценивающего угрозы. (И тогда уже на основе программы вооружений можно будет попробовать определить, что угрожает нашей стране, по мнению ее руководства.) Кстати, в ее реальности предстоит отдельным образом убеждать руководителей оборонных предприятий, которым нужно быть уверенными в том, что финансирование "по программе" будет совпадать с физическим финансированием ежегодного оборонного заказа. Кредит доверия к прошлой программе был съеден чуть ли не ко второму году ее исполнения.

К положительным итогам прошлого года можно отнести... отсутствие программы реструктуризации ОПК, старт которой был обещан Клебановым также на 2001 год. По его процитиров

Новости партнеров

    Реклама