Меньше нефти - больше денег

22 января 2001, 00:00

На очередном саммите в Вене страны ОПЕК решили с 1 февраля снизить добычу нефти на 5%, что составит примерно 1,5 млн баррелей в день. Уменьшение экспортных квот стало логичной мерой после резкого падения цен на нефть в декабре прошлого года.

В минувшем году ОПЕК пытался сбалансировать ценовую ситуацию, сперва четыре раза подряд повысив квоты на добычу и экспорт нефти, а потом снижая их. Но избежать катастрофического предрождественского падения цен до 22 долларов за баррель организация нефтеэкспортеров так и не смогла.

По словам президента ОПЕК, министра энергетики и горнорудной промышленности Алжира Шакиба Хелиля, "ОПЕК представил на Венской конференции свой новый имидж, и мы намерены удовлетворить все потребности в сырой нефти, однако единственное, что нам требуется, - это справедливые цены на сырую опековскую нефть на мировых биржах". Справедливость оценивается в 30 долларов за баррель. Наиболее горячих сторонников сокращения добычи Венесуэлу и Иран на этот раз поддержала даже Саудовская Аравия, которая известна своей традиционно умеренной позицией.

Среди стран - потребителей сырья сокращение нефтедобычи вызывает беспокойство. Правительства США и стран Евросоюза считают высокие цены на нефть, которые неизбежны при снижении добычи, угрозой для стабильности мировой экономики в целом. Но несмотря на явное неодобрение "клиентов", картель настоял на своем, опасаясь, что замедляющиеся темпы роста экономики США, традиционное снижение спроса во втором квартале года (конец отопительного сезона) приведут к резкому падению цен на нефть. Так было в 1998 году, когда баррель нефти стоил меньше 10 долларов.

Более всего сокращение нефтяной добычи обеспокоило США: высокие цены на нефть (а фьючерсы на февраль на Нью-Йоркской бирже продавались уже по 30 долларов за баррель) могут отрицательно повлиять на ситуацию в экономике США, главного импортера "черного золота" (на долю этой страны приходится четверть всех мировых поставок). И даже шестидневная лоббистская поездка министра энергетики Билла Ричардсона по странам Персидского залива, в ходе которой он пытался отговорить опековцев от невыгодного для страны решения, ничего не изменила.