Два театра под одной крышей

Михаил Малыхин
22 января 2001, 00:00

Антикризисным менеджером для Большого театра призван стать Валерий Гергиев

"Большому и Мариинскому театрам не нужна реанимация объединенной дирекции императорских театров. В те годы просто не существовало Министерство культуры", - этими словами министр Михаил Швыдкой на пресс-конференции 11 января в Большом театре поставил точку в разглагольствованиях радикалов о слиянии ГАБТа и Мариинки в единую компанию. В то же время министр дал понять, что многолетней вражде петербуржцев и москвичей положен конец - два главных театра страны перешли от конфронтации к реальному сотрудничеству. У них действительно много общего.

Общие интересы

Прежде всего, это единый учредитель - российское государство. К тому же государство является и главным (пусть и не самым щедрым, но самым стабильным) источником финансирования. Как представитель государства ведомство Михаила Швыдкого намерено разработать общие правила игры для двух театров - новую, более гибкую и более выгодную для артистов контрактную систему (в штате предполагается оставить лишь хор, оркестр и кордебалет). Вся остальная - творческая и коммерческая - деятельность в духе времени отдана на откуп руководству Мариинки и Большого.

Что касается коммерческих контактов Большого и Мариинского театров, то к началу 2001 года оба театра, кроме общей государственной крыши, приобрели и общего генерального спонсора - Внешэкономбанк, вызвавшийся оплачивать ряд совместных проектов обоих коллективов. К примеру, только на проекты Мариинского театра в этом году в бюджете Внешэкономбанка заложено около 200 тыс. долларов.

Другой доходной статьей бюджета двух театров являются поступления от реализации билетов. С нынешнего года вступит в строй единая информационно-аналитическая система продаж билетов двух театров. Заказать места в любой из двух театров можно будет не только через Интернет, но и в специальных кассах, которые разместят в наиболее людных местах двух столиц. Эта система разработана совместно специалистами Мариинки и Военного инженерно-космического университета им. А. Ф. Можайского. Единая система позволит формировать гибкую ценовую политику, с ее помощью оба театра смогут извлечь максимальную выгоду от реализации билетов на свои спектакли. Впрочем, в бюджете театров поступления от продажи билетов занимают далеко не первое место. Основные средства на новые постановки и на основную часть зарплаты артистов, как известно, сегодня театры привлекают за счет зарубежных гастролей и вливаний своих зарубежных спонсоров - эти источники финансовых поступлений Мариинка и Большой будут разрабатывать самостоятельно.

Неравный брак

Ни для кого не секрет, что сегодняшнее сближение петербургского и московского театров произошло не от хорошей жизни, а в результате многолетних поисков выхода из кризиса Большого театра. Отставки прежнего директора ГАБТа Владимира Васильева, изменения структуры управления театром и назначения на руководящие посты Анатолия Иксанова и Геннадия Рождественского оказалось недостаточно для начала процесса исцеления некогда главного театра страны. Геннадий Рождественский, известный в прошлом как пропагандист современной музыки, действительно предложил ряд блестящих проектов. Но его слова до сих пор не были подтверждены реальными гарантиями успеха проектов - ими могло бы стать заключение контрактов с известными оперными режиссерами и балетмейстерами. Тем более что для самого маэстро непривычна роль импресарио.

Видимо, поэтому на роль кризис-менеджера для Большого театра позвали петербуржца Валерия Гергиева, которого сегодня считают одним из ближайших советников президента России в области культуры. Гергиев на деле доказал эффективность своего подхода к вопросам художественной и коммерческой политики театра, выведя в считанные годы Мариинку в мировые фавориты. Рецепты исцеления театра он предложил опробовать и своему старому другу - ныне генеральному директору ГАБТа Анатолию Иксанову.

По мнению Гергиева, наиболее эффективным шагом для оздоровления ситуации сейчас могут стать не новые, совместные с Мариинкой, премьеры в Большом, а технический перенос наиболее успешных постановок из северной столицы в Москву. В качестве примера на совместной пресс-конференции театров 11 января приводилась недавняя постановка оперы Сергея Прокофьева "Семен Котко". Кроме того, по его мнению, благотворное влияние будет иметь регулярный обмен артистами двух театров. Похоже, в знак начала сотрудничества на сцене Большого и был дан гала-концерт звезд Мариинки вечером 11 января. Что же до реальной совместной работы, пока дело ограничилось участием москвичей - певицы Маквалы Касрашвили и танцовщика Николая Цискаридзе - в проектах петербуржцев, а не наоборот.

Без сомнения, инъекции в виде готовых постановок Мариинки смогут поднять творческий уровень ГАБТа. Важно, чтобы при этом сам Большой театр, лишь репродуцируя чужие достижения, не потерял свое лицо и возможность работать самостоятельно. Дабы не стать тривиальным филиалом Мариинки, Большому еще предстоит самостоятельно искать свой - новый путь и новый стиль, чтобы спустя время заявить о себе как о жизнеспособном преемнике старых традиций русской оперной и балетной школы.