Газеты и деньги

Валерий Фадеев
22 января 2001, 00:00

Президент Путин будет поддерживать медиа-рынок и рынок рекламы. Он считает, что гарантировать свободу слова должна экономическая независимость изданий

Я болел гриппом. Мне позвонили из администрации президента и сказали: "Вы приглашены на встречу с президентом, завтра в 13.00". Я сказал: "Это очень хорошее приглашение, но я болею гриппом, и если мне будет худо, я не смогу прийти". Мне сказали: "Вы должны решить немедленно, президент не должен видеть пустых кресел". К президенту не каждый день приглашают, и я решил: "По крайней мере, свое я заполню".

Главные редакторы, пришедшие в Кремль на День печати, предполагали, что это будет протокольная встреча с пожиманием рук и заверениями о приверженности политике свободы слова. Однако встреча с президентом Путиным оказалась совсем другого рода. Она продолжалась почти пять часов, каждый имел возможность высказаться, а президент, слушая выступавших, исписал целый блокнот.

Естественно, одной из основных тем стало наступление властей, реальное или мнимое, на свободу слова. В центре обсуждения - "Медиа-мост", на периферии - временная приостановка вещания одной сочинской телекомпании. Некоторые главные редакторы высказывали соображение, что в стране вновь устанавливается еще не забытая с советских времен атмосфера, это еще не страх, но уже беспокойство журналистов за последствия опубликования критических материалов. Если к трудностям журналистов на региональном уровне все привыкли - там местные начальники зачастую вершат, что хотят, то на федеральном уровне за время правления Ельцина уже привыкли к известной вольнице. Не собирается ли Владимир Владимирович эту вольницу прикрыть - вот главный вопрос обеспокоенной журналистской общественности.

Президент Путин заверил (в который раз!), что на свободу слова он не посягает и что Гусинский и Березовский имеют лишь косвенное отношение к свободе слова. Эти два человека, по мнению президента, "разлагали страну", и нельзя позволить им делать это дальше. Нельзя смешивать, объяснял президент, свободу слова и использование СМИ для достижения личных корыстных целей.

Не знаю, как другие главные редакторы, но у меня нет никаких оснований предполагать, что президент Путин лукавит, усыпляет нашу бдительность, а сам втихую готовит наступление на СМИ. Тем более что в его понимании свобода слова и свобода печати опираются в первую очередь на экономическую самостоятельность изданий и каналов. Спрашивается: если Путин хочет свернуть голову российской прессе, зачем он тогда вообще поднимает вопрос экономической самостоятельности, действительно являющийся ключевым?

Из экономических вопросов обсуждалось несколько. Главный элемент хозяйственной жизни, дающий деньги СМИ, - реклама. А ее крайне мало. Хорошая новость для компаний, по роду своей деятельности активно рекламирующих продукцию или услуги. Президент поддерживает идею отнесения на себестоимость всех рекламных затрат: "Жаль, что не удалось протолкнуть это решение раньше".

На встрече звучали ультралиберальные призывы лишить СМИ льгот, мол, пусть все хозяйствующие субъекты будут в равных условиях. Мне показалось, Путин не согласен с этим. И хотя он разделяет точку зрения, что СМИ - тоже бизнес, но чрезвычайная социальная значимость этого рынка в условиях скудного денежного потока, в него вливающегося, не позволяет сегодня приравнивать этот бизнес к другим.

Иностранный капитал на рынке информации. Здесь также проявилась осторожность Путина. Как выяснилось, он не считает, что газеты - просто бизнес, поэтому неважно, кто ими владеет. Нельзя не согласиться с бывшим разведчиком, что информация - газетная или телевизионная - предназначена не только для продажи пользователям. Информация, конечно, еще и средство влияния. Эта позиция президента, кстати, проявилась на прошлой неделе в истории с предполагаемой покупкой Тедом Тернером телекомпании НТВ. Путин явно настороженно относится к этой сделке, поэтому никаких гарантий Тернеру давать не стал.

Еще один актуальный вопрос чрезвычайно заинтересовал президента - медиа-измерения. Рекламный, а значит, и денежный потоки распределяются на рынке в соответствии с рейтингами изданий, радиостанций или TV-каналов: чем выше рейтинг, тем больше денег. Выходит, что тот, кто измеряет эти рейтинги, имеет значительную власть над рынком. Сейчас вокруг рейтингов ходит масса слухов, а иногда возникают и скандалы. Очевидно, необходимо создание такой системы рейтингования, с которой были бы согласны если не все, то абсолютное большинство участников рынка.

Затрагивались на встрече и вопросы, не имеющие непосредственного отношения к СМИ. В частности, главным редакторам удалось разъяснить президенту противоречивость новых правил по налогам на заработную плату. Известно, что несмотря на рекордно низкую ставку подоходного налога - 13%, сохраненный реально высокий социальный налог не позволит многим компаниям вывести "из тени" платежи своим сотрудникам. Как выяснилось, Путин об этой проблеме не знал, а когда понял, в чем дело, обещал разобраться.

Вернемся к блокноту, исписанному президентом на встрече. Куда дальше пойдут эти заметки - в корзину или превратятся в конкретные действия? То, что произошло уже после встречи, позволяет надеяться, что последуют продуктивные решения. Министр финансов Кудрин выступил с заявлением о необходимости внесения изменений в Налоговый кодекс как раз в части отнесения на себестоимость затрат на рекламу. На февраль уже намечена встреча представителей СМИ с Алексеем Кудриным, на которой будут обсуждаться и другие экономические проблемы масс-медиа.

Похоже, говорить о кончине свободы слова в России преждевременно.