Не тратить патроны

Александр Шохин
22 января 2001, 00:00

Нужна новая - и последняя - масштабная реструктуризация долга Парижскому клубу, сдвигающая неподъемные пики платежей 2003-2007 годов

Федеральный бюджет на текущий год не содержит, как известно, плановых платежей по долгам Парижскому клубу. Правительство сознательно пошло по этому пути, убедив себя и депутатов в том, что никаких реальных проблем эта ситуация не содержит. Предполагалось, что дополнительных доходов 2000 года достаточно для того, чтобы покрыть не заложенные в бюджет расходы по внешнему долгу. Принятое ОПЕК на прошлой неделе решение о сокращении производства нефти на 1,5 млн баррелей в день, по всей видимости, приведет к устойчивому удержанию мировых цен на нефть на уровне, превышающем заложенный в бюджет 2001 года. Высокие цены на нефть и наличие дополнительных доходов в бюджете, большая часть которых законодательно направляется на обслуживание долгов, позволяет кредиторам ожидать от России выполнения обязательств. Стало быть, проблема сводится только к одному: в первом квартале этих дополнительных доходов нет, они появятся лишь к концу второго квартала. Однако вполне возможен временный, технический заем у Центрального Банка. Возможен и структурный маневр в рамках бюджета: в первом квартале осуществить незапланированные платежи Парижскому клубу за счет других статей расходов, а выплаты по последним компенсировать во втором квартале, используя дополнительные доходы, которые к тому времени появятся.

Таким образом, реальных причин для неаккуратного обслуживания долга Парижскому клубу не просматривается. В сентябре, когда бюджет вносился в Думу, невключение в него трех с половиной миллиардов долларов "клубных" платежей было правильным. Это было хорошим основанием для формирования переговорной позиции с Парижским Клубом. А та форма, в которой сейчас российское правительство давит на кредиторов с целью добиться начала переговоров о реструктуризации, мне представляется неприемлемой. Более того, шантаж вызывает крайне негативную ответную реакцию. К ней относится, во-первых, заявление избранного президента Джорджа Буша-младшего о том, что США неправильно помогали России и финансовую помощь ей больше нельзя оказывать, за исключением средств на демонтаж боеголовок. В этом же ракурсе следует рассматривать и скандал в ФРГ вокруг вывоза капитала из России. Не исключено, что прямых санкций, связанных с арестом имущества и т. д., может и не быть, но косвенные санкции в форме, например, уже окончательного включения ее в список стран, которые не сотрудничают с мировым сообществом по противодействию отмывания грязных денег, вполне вероятны. Кредиторы Парижского Клуба могут выставить требование: да, мы готовы реструктурировать вам долги, но только вместе с еврооблигациями. Давайте, запрашивайте реструктуризацию еврооблигаций, чтобы бремя глобальной реструктуризации легло на всех кредиторов, и т. д. Если это произойдет, существенным образом пострадают рыночные котировки российских долговых бумаг, а возможности выхода на финансовые рынки как правительства, так и частных компаний и банков резко ограничатся. Поэтому нужно искать выход из положения.

Я думаю, что российскому правительству или даже президенту после предварительных переговоров по телефону с главами государств и правительств "семерки", с влиятельными членами Парижского клуба за пределами "семерки" следовало бы запросить техническую отсрочку по платежам до конца второго квартала. Сослаться можно на то, что закон о бюджете позволяет к этому времени сформировать дополнительные доходы, которые собственно и предназначены Парижскому клубу. Не хотелось бы при этом использовать кредиты ЦБ, чтобы не ухудшить переговорную позицию с МВФ, не провоцировать инфляцию и т. д. Если технической отсрочки удастся добиться, то за это время можно было бы договориться с МВФ. Можно было бы попробовать убедить МВФ в наличии финансового разрыва в среднесрочной перспективе, поскольку цены на нефть - плохо прогнозируемый фактор. И, договорившись с МВФ, можно было бы до конца второго квартала, то есть до момента истечения срока технической отсрочки платежей Парижскому клубу, обратиться к последнему с предложением официально начать переговоры о реструктуризации. Хотя бы о промежуточной реструктуризации по типу 1999 года, когда были реструктурированы платежи двух лет. Вот схема, которая, на мой взгляд, способна развязать этот гордиев узел.

На самом же деле платежи первого квартала текущего года - мелкий вопрос. Куда более серьезная проблема связана с пиками платежей в 2003 году, которые оцениваются в 18 млрд долларов. Еще на три года приходятся выплаты свыше 13 млрд долларов. Если уж затевать реструктуризацию, то в основном нужно иметь в виду сглаживание этих пиков. Оптимально, конечно, было бы реализовать те или иные модели списания долга, например, через конверсию долгов в инвестиции или в финансовые активы бывшего СССР.

Если уж вести переговоры, то целесообразно начать их по поводу новой масштабной реструктуризации, подобной соглашению 1996 года. Возможно, в нее стоит включить и реструктурированные платежи 1999-2000 годов, хотя по отношению к ним Россия обязалась не запрашивать о реструктуризации. Центр тяжести платежей надо перенести на период, который, по мнению российского руководства, будет благоприятствовать в экономическом плане решению проблемы внешнего долга. Но эта реструктуризация должна стать последней. Хочется надеяться, что она не приведет к увеличению объема задолженности, как это часто бывает.