Противостояние нефтяной компании "ЛУКойл" и фирм, подконтрольных бывшему замминистра финансов Андрею Вавилову, в борьбе за компанию "Северная нефть" закончилось победой последнего. Понятно это стало после того, как Санкт-Петербургское отделение ФКЦБ России утвердило на прошлой неделе очередной выпуск всего лишь двадцати обыкновенных акций компании. Однако столь незначительная эмиссия позволит компаниям Андрея Вавилова получить полный контроль над "Северной нефтью", а компаниям, подконтрольным "ЛУКойлу", не останется места даже в реестре акционеров.
Борьба за активы небольшой компании "Северная нефть" (в прошлом году она добыла 850 тысяч тонн нефти) продолжается с начала 1999 года, после того как "ЛУКойл" приобрел компанию "КомиТЭК". На тот момент расклад сил был следующим: блокирующие (по 25% акций) пакеты "Северной нефти" принадлежали "дочке" "КомиТЭКа" "Коминефти" и ГУП "Ухтанефтегазгеология", 10% было у "Зарубежнефти" и 40% - у контролируемой Вавиловым швейцарской компании TBKom AG. "ЛУКойл", ставший фактическим владельцем доли "Коминефти", договорился о покупке доли "Ухтанефтегазгеологии", а в перспективе намеревался также выкупить и пакет "Зарубежнефти". Однако эти планы не сбылись.
Вся схема по приобретению контроля над "Северной нефтью" была разыграна Вавиловым в два хода. Осенью 1999 года внеочередное собрание акционеров (представители "ЛУКойла" утверждают, что "Коминефть" на него приглашена не была) провело решение о преобразовании ЗАО "Северная нефть" в ОАО и о дополнительной эмиссии акций предприятия: вместо 500 тысяч акций у компании появилось 858 млн ценных бумаг. Весь объем допэмиссии был выкуплен шестью принадлежащими Вавилову офшорами, доли же прежних акционеров оказались уменьшены в десять раз.
Следующий ход последовал год спустя. Теперь действие закручивалось в обратную сторону: в сентябре 2000 года новое собрание акционеров утвердило решение еще об одной допэмиссии - всего лишь двадцати акций, но существенно большего номинала. В эти акции предполагалось конвертировать все 858 млн акций компании. Те же акционеры, которым не хватит имеющихся у них пакетов для конвертации в одну акцию, получат рыночную стоимость своих активов и на том свои взаимоотношения с компанией прекратят. Безусловно, схема составлена с тем прицелом, чтобы на одну акцию не хватило пакетов ни у "Коминефти", ни у "Ухтанефтегазгеологии", ни у "Зарубежнефти".
В Санкт-Петербургском отделении ФКЦБ от комментариев по этому поводу отказались. А в "ЛУКойле" сообщили, что для себя компания эту ситуацию тупиковой не считает. Несмотря на то, что несколько судов по этому вопросу "ЛУКойл" уже проиграл, он все равно намерен продолжать оспаривать законность принятых решений.