"Рокки" в нокауте

Виктор Белимов
22 января 2001, 00:00

На выборах губернатора Тюменской области победил крупный капитал

Теперь уже бывшего губернатора Тюменской области Леонида Рокецкого за глаза называли "Рокки", что было признанием его силы и агрессивности. Он считался одним из самых крепких региональных лидеров и пока еще входит в состав президиума Госсовета России. Потому-то его поражение в первом туре на новых выборах главы области стало самой большой сенсацией в череде подобных голосований. Рокецкий набрал всего 30 процентов голосов избирателей, тогда как его соперник первый заместитель полпреда президента в Уральском федеральном округе Сергей Собянин получил более 52 процентов.

Север против юга

Тюменская область включает в себя два богатых недрами автономных округа - Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий, которые также являются субъектами федерации. Эти северные округа, где хозяйничают крупнейшие нефтяные и газовые корпорации, всегда находились в легкой оппозиции областному центру, и Собянину - бывшему спикеру Ханты-Мансийской думы - не стоило больших трудов убедить местных избирателей проголосовать за себя. А неожиданно сильная поддержка "юга" стала скорее следствием серьезных ошибок команды его оппонента.

Леонид Рокецкий построил свою кампанию на идее борьбы с олигархами и северными "сепаратистами". Одно из первых его заявлений как кандидата в губернаторы звучало так: "Я, как и другие руководители области, прошел Север. Нам не составит большого труда выяснить все, что там происходит. И именно поэтому у нефтяных баронов появилось намерение избавиться от всякой зависимости от областной власти. Смотрите, мы еще не интересовались тем, кому принадлежат недра и кому должны идти доходы от них, а уже оказалось, что мы навеваем страх. Сейчас же, когда мы стали задавать эти вопросы, то люди, владеющие северными газом и нефтью, бросили все свои силы, чтобы как можно быстрее сменить 'неудобное' руководство области".

Один из тезисов, который повторяли все политики страны, вставшие на сторону Рокецкого, заключался в том, что, мол, нынешний губернатор последовательно держит тот же курс, что и президент Путин, - на собирание российских земель, на единство Российской Федерации. При этом "северный сепаратизм" национальных округов идет вразрез с политической линией президента. Рокецкий охотно описывал избирателям картину того, каким будет положение области после победы Собянина: "Золотые горы, которые щедро обещали избирателям, после выборов окажутся в банках где-нибудь на офшорных островах, а честным, доверчивым труженикам севера останется одна мороженая строганина".

Казалось бы, выигрышный лозунг не сработал. Во-первых, трудно поверить, что при губернаторе, под крылом которого вот уже несколько лет вполне успешно ширится "семейный бизнес" (жена - руководитель банка, владелица магазинов и ресторанов, сын заправляет страховой компанией), полученные от перераспределения "золотые горы" действительно пойдут на нужды отсталого сельского юга, а не на пополнение семейного бюджета самих Рокецких и приближенной к нему элиты.

Во-вторых, идея губернатора слишком попахивала порохом. Рокецкий по сути призывал к крестовому походу, тогда как Собянин - к максимальной взаимовыгодной интеграции "севера" и "юга" в рамках нынешнего административного деления области. Если Рокецкий говорил об отъеме незаконно полученных месторождений, то Собянин - о строительстве за счет северных нефтедолларов жилья на юге области. Если первый грозил "северу" финансовыми проверками и налоговиками в масках, то второй предлагал программы обучения "северных" детей в вузах юга и контракты на поставку газовикам овощей и мяса тюменского производства.

Последнее объяснение провала Рокецкого просто, как устройство яранги. Север Тюменской области производит большую часть экспортной нефти. Бюджет, скажем, Пуровского района Ямала - самый большой муниципальный бюджет в стране. Все последние годы тюменские округа стояли на первых местах по уровню промышленного производства, по доходам населения и качеству жизни. Словом, интеграция богатого, потенциально щедрого капиталистического севера Тюменской области и нищего, разворованного коммунистического юга очень похожа на недавнее объединение Германии. Победа в этом случае всегда на стороне того, кто деньги имеет, а не того, кто их только хотел бы иметь.

Мстительная "матрешка"

На первом заседание президиума Госсовета Леонид Рокецкий призвал ликвидировать "тюменскую матрешку", то есть лишить статуса субъектов федерации национальные округа. Это было крупнейшей тактической ошибкой в преддверии выборов. Нефтяники и газовики решили, что за переделом власти в области последует и передел собственности. Топливные гиганты - "ЛУКойл", "Газпром", ЮКОС и "Транснефть" - делегировали Собянина в губернаторы с задачей не только предотвратить передел, но выстроить максимально выгодные для бизнеса отношения с новой государственной машиной. Собянин как первый заместитель полпреда - в курсе многих предстоящих путинских нововведений. Нефтяные и газовые бароны уверены, что Кремль не сегодня завтра примет-таки решение урезать права и свободы автономных округов. В этой ситуации крайне важно иметь во власти "своего" человека, который даже не обязан противодействовать преобразованиям, он лишь должен пытаться проводить их мягко.

Новый губернатор уже начал возвращать вложенные в его кампанию капиталы. Не деньгами, конечно, а словами. Вот что заявил он по ТВ через сутки после выборов: "Мы по-прежнему считаем, что все проблемы России можно решить простым арифметическим порядком - укрупнить, разукрупнить, поделить. На самом деле ни одну из проблем России таким образом решить нельзя. Главный залог успеха - это политическая стабильность, стабильность федеративного устройства. Федеральные округа способствуют тому. Мы решили проблему некой систематизации субъектов, сепаратизма и т. д., и на этом стоит остановиться".

Тюмень