Между двух огней

Петр Кирьян
29 января 2001, 00:00

Акционеры DaimlerChrysler угрожают главе компании Юргену Шремпу

Новостью номер один в западном деловом сообществе стало недавно известие о возможной отставке президента DaimlerChrysler Юргена Шремпа. Германские инвесторы недовольны итогами работы компании, прежде всего убытками Chrysler, и винят во всем Шремпа. Они требуют, чтобы тот уже в первом полугодии улучшил положение дел в компании или покинул занимаемую должность. Американские же акционеры заявили, что он обманул их, обещая "слияние равных Chrysler и Daimler". Наиболее решительно настроенный из них, Кирк Керкорян, владелец третьего по величине пакета акций в 3,3%, подал иск в суд штата Дэлавер, обвиняя Шремпа во лжи и требуя компенсации в 8 млрд долларов. Чтобы сохранить свои позиции, Шремп предложил масштабный план реорганизации американской составляющей своей компании.

Компания Шремпа-Итона

История с приобретением Chrysler началась в 1993 году. Тогда Шремп впервые предложил менеджерам Chrysler сделку, но американцы отказались. Вторая неудачная попытка была предпринята в 1995 году. И только в 1998 году намерения руководства двух компаний совпали, и сделка стоимостью 36 млрд долларов состоялась. Романтическая версия слияния, не раз озвученная Юргеном Шремпом, звучит так: он запросто позвонил председателю совета директоров Chrysler Роберту Итону, а тот, услышав его предложение, обрадованно ответил, что согласен и даже имеет предварительный план совместной работы.

Менеджменту Chrysler были даны гарантии и обещаны щедрые отступные. Шремп обещал Итону, что тот сохранит свой пост на три последующих года и получит большие премиальные. В 1998 году Шремп заработал 2,3 млн евро, а Итон - 70 млн долларов - столько выплатили всем топ-менеджерам Daimler-Benz. На период с 1999-го по 2001 год высшим руководителям американской компании была гарантирована выплата премиальных на общую сумму в 1 млрд долларов. Возможно, из-за этих "комиссионных" Итон и говорил акционерам о "слиянии равных", а не о поглощении компании германским Daimler-Benz.

Сам Юрген Шремп, как это ни парадоксально, не отрицает выдвинутых против него обвинений. Отвечая на вопросы Financial Times в октябре прошлого года, он заявил, что любит играть в шахматы и не сообщает свои ходы наперед, а разговор о равенстве в 1998 году был нужен лишь для получения одобрения акционеров Chrysler. "Формула равенства была взята на вооружение для скорейшего объединения", - сказал "Эксперту" аналитик инвестиционного банка Morgan Stanley Dean Witter (MSDW) Стивен Гирски.

Руководству Mercedes-Benz, которое решило выстроить транснациональную компанию, выпускающую широкий спектр автомобилей, сделка с Chrysler позволяла воплотить эти замыслы. Уже в 1999 году Шремп при всяком удобном случае мог заявить, что новая компания имеет заводы в 34 странах и представительства в 200 странах. На сегодняшний день Daimler объединился с Chrysler, купил долю в южнокорейской Hyuindai (10%) и японской Mitsubishi (34%).

Поначалу мало кто обращал внимания на проблемы, с которыми сразу же столкнулся германо-американский альянс.

Прежде всего щекотливая ситуация возникла с американским персоналом, который Шремп обещал не сокращать. По его мнению, определенный период времени две компании должны были жить "параллельной жизнью", тем более что их продукция не сильно пересекается друг с другом. Но полгода спустя после слияния, в январе 1999 года, новую компанию покинул вице-президент по вопросам производства Дэннис Поули. В декабре того же года посты президента Chrysler, члена совета директоров, курирующего марки Jeep, Doodge, Plymouth, и главы отделения автомобильной интеграции оставил Том Сталлкемп. Экс-президент Chrysler публично высказывал свои сомнения в отношении стратегии Daimler-Benz, в частности негативно отзываясь о выпуске компактного автомобиля Smart. Однако эти первые отставки не вызвали особого резонанса, никто не мог подумать, что в скором времени из компании "уйдут" самого зачинщика слияния Роберта Итона и ряд других топ-менеджеров.

Призрак "английского пациента"

Параллельно с формированием DaimlerChrysler в мировой автопромышленности развивались две другие истории слияния: немецкой компании BMW и британской Rover, а также французской Renault и японской Nissan. Сходные по своей сути, эти сделки привели к совершенно разным результатам. Немецкий концерн BMW расстался в прошлом году с убыточной компанией Rover, подарив деловому сообществу термин "английский пациент", описывающий безнадежную в плане прибыльности компанию. Renault, напротив, занялась реформированием японской компании, которое доверили "убийце расходов" Карлосу Госну. Говорят о закрытости и неповоротливости японского менеджмента, тем не менее Госн пока успешно справляется с возложенными на него задачами.

Ценность опыта Renault в том, что изначально было принято решение: при сохранении параллельных управленческих структур реформированием компании будет заниматься менеджер одной компании. Если проанализировать последний год истории DaimlerСhrysler, то становится очевидно, что, стремясь избежать синдрома "английского пациента", Шремп сделал выбор в пользу управленческой модели Renault-Nissan.

В конце марта 2000 года компанию покинул президент и председатель совета директоров Роберт Итон. Мотивы, по которым он оставил пост, который ему гарантировали как минимум еще на один год, неясны. В интервью американской прессе он заявил, что Шремп давил на него и никогда не хотел уступать, они не могли договорится даже о макете визиток для американских и немецких менеджеров Chrysler. После отставки Юрген Шремп стал единоличным президентом DaimlerChrysler, а посты Итона в Chrysler занял Джеймс Холден.

Однако преемник продержался всего полгода. Потери Crhysler в третьем квартале в 512 млн долларов и ожидаемые потери в четвертом в 900 млн долларов предопределили участь Холдена. Вместе с ним в ноябре компанию покинули Теодор Каннингем, возглавлявший отдел сбыта, и глава отдела по связям с общественностью Тони Червоне. Пост президента и генерального директора Chrysler впервые в истории занял немец - Дитер Зетше, ранее возглавлявший грузовое подразделение Daimler-Benz. Еще одним немецким топ-менеджером компании стал руководитель Mercedes AMG Вольфганг Бернхард. "В компании возник кризис управления, и Холдена заменили на Зетше. Остальные менеджеры - типа Итона, руководившие компанией в 80-е и 90-е, сделали свое дело и ушли, получив при этом хорошие деньги", - полагает Джим Коллинз, аналитик инвестиционного банка UBS Warburg.

Реакция американских акционеров на "культурный переворот" была резко отрицательной, вслед за Керкоряном другие акционеры тоже решили наказать Шремпа за вранье. Американцы, понятно, не готовы к тому, чтобы третьей по величине автомобильной компанией США управлял немец. Популярная детройтская газета Detroit Free Press в заголовок своей статьи о Зетше вынесла название фильма Coming to America, в котором африканский принц в исполнении Эдди Мерфи приезжает в США за невестой. С другой стороны, германские инвесторы выражают свое неудовлетворение сильным удешевлением принадлежащих им акций (в 1999 году цены упали вдвое). Немецкая ассоциация по защите держателей ценных бумаг и Общество по защите прав мелких акционеров падение цен на акции поставили в вину Шремпу и готовы рассмотреть вопрос о целесообразности его отставки. Главный упрек Шремпу - излишняя медлительность в деле реформирования компании. Появились слухи, что и крупнейшие акционеры DaimlerChrysler - Deutsche Bank (12%) и Kuwait Investment Agency (7%) - дали Шремпу полгода на стабилизацию ситуации. Хотя большинство аналитиков полагают, что эти акционеры, в частности Deutsche Bank, просто хотят выгодно продать свой пакет. "Для Deutsche Bank это краткосрочная инвестиция. Они хотят продать акции по более высокой цене, и если Шремп не поднимет стоимость компании, тогда они начнут искать другого руководителя", - считает Джим Коллинз.

Новый год Шремпу пришлось встречать с мыслями о том, как успокоить американских акционеров и удовлетворить жаждущих перемен немецких инвесторов. Выход предложен в виде программы реструктуризации Chrysler. Она должна убедить американцев в том, что не стоит трогать Шремпа, пока он "спасает" их компанию, а немцев - в том, что Шремп уже работает над улучшением благосостояния DaimlerChrysler, повышая стоимость компании.

Перетряска

На этой неделе акционерам предложат детальный план реструктуризации. Известно, что он предполагает закрытие или длительную остановку шести заводов и сокращение 20 тыс. работников. Реформы Chrysler уже в этом году потребуют нескольких миллиардов долларов. DaimlerChrysler приступила к размещению облигационного займа в 7,9 млрд долларов, который пойдет на рефинансирование текущих долговых обязательств и компенсацию потерь Chrysler. Как и прежде, Юрген Шремп действует на свое усмотрение, ставя акционеров перед фактом очередной эмиссии долга компании.

Непосредственно реформирование Chrysler сводится к уменьшению издержек производства, что прежде всего приведет к удешевлению автомобилей компании. В этом году начались продажи популярного PT Cruiser. Внедорожники компании марки Jeep сохраняют популярность среди американских покупателей (особенно Grand Cherokee), которым в 2003 году предложат новую модель Liberty. Минивэны корпорации все еще лидируют среди американских одноклассников, но они дороже японских и корейских аналогов, из-за чего Chrysler терпит крупные убытки. "Маржа от продаж в этом секторе сократилась, а издержки выросли. Товар хороший, но потребители требуют скидок, из-за которых Chrysler и несет убытки", - утверждает аналитик UBS Warburg. Ближайшие полгода станут серьезным испытанием для Шремпа, теперь он уже не сможет взвалить ответственность за возможные промахи на американцев - власть в мегакомпании полностью принадлежит немцам. Однако на этот год все автопроизводители прогнозируют снижение объемов продаж в США.

Единственное утешение - после ухода множества высокопоставленных менеджеров-американцев высшее управленческое звено Chrysler значительно обновилось и смирилось с главенством Шремпа, развязав тем самым немцу руки. Поэтому прогнозы об успехе иска Керкоряна, распаде альянса двух компаний, по мнению большинства экспертов, преждевременны и необоснованны. Как считает представитель адвокатской компании Cauley & Geller Сьюзан Налл, "рассмотрение подобных исков может занять от года до пяти лет, при том что исход слушания предсказать нельзя". Распад компании никому не выгоден, уверен Стивен Гирски из MSDW, - "эти две компании уже очень трудно разделить". Так что американцам скорее всего придется смириться с тем, что их компания стала частью корпорации во главе с Daimler-Benz, куда помимо них входят на тех же правах "азиаты" Hyuindai и Mitsubishi.