На прошлой неделе в Петербурге открылось новое кафе, самое большое в городе (площадь залов более 450 кв. м). Оно входит в сеть кофеен "Идеальная чашка". В этом году сеть планирует увеличить более чем вдвое число точек в Петербурге (до 15) и выйти на московский рынок.
ЗАО "Идеальная чашка" появилось в Петербурге три года назад, когда один из учредителей и гендиректор Анна Матвеева открыла первое кафе под таким названием в помещении театра "Балтийский дом". В небольшом заведении для петербургской богемы в течение года апробировалась рецептура и разрабатывался дизайн будущей сети. Первоначальные инвестиции в развитие сети в объеме 1 млн долларов были сделаны петербургской финансово-промышленной группой ИНКО, которая помогала и в управлении проектом. Сейчас ЗАО "Идеальная чашка" обрело полную самостоятельность. В 2000 году оборот сети из шести точек составил 3 млн долларов (одну кофейню посещает примерно тысяча человек в день). Средняя рентабельность бизнеса, по словам Анны Матвеевой, достигает 30%. Минимальная цена чашки кофе - 19 рублей.
Успех проекта предопределила его стратегия. "Идеальная чашка" пропагандирует новую "культуру потребления кофе", совмещающую достоинства сетевого проекта американского типа (такого, как Starbucks) и элитного европейского кафе.
Правда, сама эта концепция не является новостью на рынке, аналогичные проекты есть в Москве ("Кофе Бин", "Кофе Тун", "Зен Кофе"). Однако директор по маркетингу "Идеальной чашки" Олег Бадритдинов считает, что его компания далеко обошла всех конкурентов в деталях. Речь идет о более широком ассортименте напитков, элегантном дизайне, наличии залов для курящих и некурящих, телефона, по которому можно позвонить в кафе и позвать любого посетителя, доски объявлений, информационных дайджестов, бесплатных газет (планируется обеспечить посетителей и доступом в Интернет). Кроме того, ставка делается на высокий профессиональный уровень персонала (по словам Анны Матвеевой, конкурс для желающих работать за стойкой бара доходит до 300 человек на одно место).
По мнению Олега Бадритдинова, конкуренция "Идеальной чашке" не страшна, поскольку рынок кофе в России только формируется и все активные игроки делают общее дело. Он предсказывает рост доли потребления заварного кофе за счет растворимого и открытие в России новых кофейных производств.
Всего в Петербурге будет открыто 40-50 кофеен "Идеальная чашка", в том числе в спальных районах. Намечено также открытие льготных кафе для студентов в ряде вузов (одно уже появилось в Гуманитарном университете профсоюзов).