В поисках невозможного

Петр Кирьян
5 февраля 2001, 00:00

Давос-2001 безуспешно пытался примирить противников и сторонников глобализации

Нынешний форум в Давосе более всего походил на встречу обороняющихся защитников ценностей глобализации

Россия в Давосе не решала глобальных проблем. Большинство членов делегации занимались частными вопросами

В этом году швейцарский курорт Давос как никогда серьезно готовился к приему высокопоставленных гостей - участников Всемирного экономического форума (ВЭФ). Витрины дорогих магазинов загодя заколачивали досками, а по периметру закусочной McDonalds выставили полицейских в шлемах и с круглыми щитами. В город можно было попасть только на машине, пройдя на въезде строгий паспортный контроль.

Кроме премьер-министров и бизнесменов в Давосе ждали противников глобализации, которые уже второй год устраивают в разных точках мира беспорядки с целью сорвать проведение международных форумов высшего уровня. К счастью, почти всех бунтовщиков удалось отсеять, однако они отыгрались на соседних городах, Цюрихе, Берне и Женеве, - переворачивали дорогие автомобили и били витрины. Была также перерезана линия телефонной связи с Давосом.

Но главное, чем выделялся форум этого года на фоне предшествующих давосских встреч, - это серьезное снижение уровня присутствующих персон, прежде всего политиков. В Давос не приехали ни британский премьер Тони Блэр, ни представители администрации нового президента Соединенных Штатов Джорджа Буша. Китай, сославшись на новогодние каникулы, тоже проигнорировал это мероприятие. Российская делегация на этот раз состояла всего из одного политика - Владимира Рыжкова. Остальными официальными русскими в Давосе были глава Министерства финансов Алексей Кудрин и советник президента по экономике Андрей Илларионов.

По сравнению с прошлым годом изменилась и тональность выступлений. Вместо съезда победителей, каковым был форум еще в прошлом году, нынешний ВЭФ больше всего походил на встречу обороняющихся защитников ценностей глобализации.

Без консенсуса

Каждый из шести дней форума был посвящен дискуссиям по отдельным аспектам глобализации. Речь шла в основном о согласовании позиций между проводниками идеи глобализации и ее оппонентами. Согласования, однако, не получилось. Поэтому внесенный в повестку дня вопрос "Как глобализация может принести пользу?" так и не получил конструктивного ответа. Противоречия обозначились в форме критики "богатого Севера", образа жизни развитых стран и их требований большей открытости, в то время как сами они стремятся оградить себя от минусов этой самой открытости. Суммировал подобные настроения министр финансов Индии Яшвант Синха, заявивший: "Если весь мир примет стиль жизни американского пригорода, то не останется мира, в котором можно жить".

В ответ часть "глобализаторов" всячески стремилась привлечь скептиков на свою сторону и побудить их обсуждать будущее глобализации, причем по конкретным пунктам: стандарт корпорации XXI века; корпорация и общество; диалог с противниками глобализации; использование цифровых технологий в мире; бизнес и негосударственные организации; может ли технология помочь преодолеть бедность. Их обсуждение свелось к двум дискуссиям: о вызовах транснациональным корпорациям (ТНК) в процессе глобализации и способах преодоления пропасти между технологическими лидерами современного мира и странами с догоняющим типом экономического развития.

Причину недоверия к ТНК представители бизнеса, прежде всего американских компаний, видят в закрытости их от общества, в жизни которого они начинают играть заметную роль. "Мы не захотели прислушаться", - признался участвовавший в дискуссии президент и генеральный директор Monsanto Company Хендрик Вервалли. Решение стать более открытыми и дружелюбными вызвано усиливающимся сопротивлением "среды". Новые технологии, которые приносят корпорациям сверхприбыли, делают сильнее и их противников. Любой сегодня может разослать свою жалобу по электронной почте по всему миру, общественное мнение резко усилило свои позиции - полагает Минору Макинари, председатель совета директоров Mitsubishi Corporation. И в Давосе руководители корпораций впервые пытались вести диалог с несогласными, а не просто рассказывать им о "выгодах глобализации".

Арбитрами в диалоге между обществом и корпорациями, по мнению собравшихся в Давосе, должны стать негосударственные организации. Их задача - помогать разъяснять обществу положительную роль корпораций и содействовать последним в выработке стандартов социальной защиты и экологии. Однако даже эти умеренные предложения остались не услышанными многими представителями мировой бизнес-элиты, съехавшимися в Давос. Билл Гейтс, например, считает, что можно ограничиться выплатой жертвам глобализации своего рода "компенсаций" в форме инвестиций в здравоохранение и образование.

Компромисс не получился, рецептов найти не удалось. Традиционная схема, когда лидеры глобализации, прежде всего крупные ТНК, выносят "на утверждение" форума готовые решения и предложения, на этот раз не сработала. "Я вижу громадную пропасть между тем, что мы обсуждаем, и тем, что происходит в мире", - так охарактеризовал Хосе Мария Фигерес, управляющий директор Center for Global Agenda, позицию тех представителей бизнеса, которые не согласны идти на уступки.

Бразильская альтернатива

Те корпорации, которые готовы менять подходы и механизмы, возможно, слишком поздно продекларировали желание выслушать противоположную сторону. "В ближайшие десять-двадцать лет глобальные компании столкнутся со все возрастающим и хорошо организованным движением протеста, - говорил в Давосе председатель совета директоров и гендиректор Vivendi Universal Жан-Мари Мессье. - Вопрос в том, нужно ли это нам? Согласны ли мы на сценарий конфронтации?" Вопрос прозвучал в тот момент, когда в Бразилии в Порту-Алегри уже работал Всемирный социальный форум, на котором выработкой согласованной политики занимались противники глобализации.

Важен тот факт, что несогласные с "глобалистской" позицией Давоса создали альтернативную площадку для дискуссий, а не просто били витрины в Швейцарии. Участников давосского форума должно было насторожить и то, что в Бразилии собрались отнюдь не маргиналы и хулиганы, а уважаемые политики и общественные деятели. Одним из организаторов встречи выступил Бернар Кассен, генеральный директор влиятельного французского издания Monde Diplomatique. Теперь нельзя уже, как прежде, заявлять, что позиция противников глобализации понятна, однако вести переговоры с погромщиками невозможно. Оппозиция глобализации приобретает формы конкретных институтов. Не случайно форум прошел в Бразилии - стране, которая в прошлом году наиболее активно отстаивала идею региональной интеграции стран Латинской Америки с целью формирования полюса силы, способного отчасти уравновесить влияние США. Бразильский форум вполне может "оттянуть" на себя страны, попытки которых быть услышанными в Давосе или в "группе двадцати" (расширенный состав G7) были тщетными.

Создание альтернативного форума хорошо контрастировало с определенным падением интереса к Давосу в этом году. И в то время как в Порту-Алегри по большинству вопросов царило единодушие, в Давосе атмосфера была нервной и напряженной. Запланированная встреча лидера ООП Ясира Арафата и министра регионального развития Израиля Шимона Переса, на которой предполагалось достигнуть неких договоренностей, окончилась ничем. Произошло столкновение между государствами ЕС и представителями блока ОПЕК. Претензии развитых стран к странам-экспортерам по поводу стоимости нефти встретили жесткую отповедь: снизьте налоги, и топливо будет дешевле.

В итоге обеспечить эффективное обсуждение политических и экономических факторов, угрожающих сейчас устойчивому росту мировой экономики, - а именно эта цель была заявлена на открытии форума - не удалось. Результаты форума резко контрастируют с выступлением на ВЭФ Кофи Аннана, который призвал "совершенствовать процесс глобализации экономики", - уже полным ходом идет дискуссия о целесообразности сегодняшней глобальной экономической модели. С другой стороны, успехи противников глобализации переоценивать тоже не стоит. "Оба этих форума решают одну задачу, только на первом собираются те страны, которые выигрывают в этом процессе, определяют его, а в Бразилии - те, кто встраивается в этот процесс", - считает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.

Частные интересы

Россия в Давосе не решала глобальных проблем. Большинство членов делегации занимались частными вопросами. Главной миссией Алексея Кудрина стали переговоры с чиновниками МВФ, Всемирного банка и ЕБРР, которым российский министр внушал мысль о готовности Москвы платить по долгам Парижского клуба. Важное заявление во время "русского часа", посвященного корпоративному управлению, сделал глава ФКЦБ Игорь Костиков. По его словам, комиссия подготовила проекты изменений в законодательство о рынке ценных бумаг, которые призваны ограничить злоупотребления менеджеров служебным положением. Их доходы станут прозрачнее и будут соответствовать доходам их компаний, что, конечно, понравилось приехавшим в Давос потенциальным инвесторам.

Другие дискуссии с участием россиян были менее значительными, чему во многом способствовало и резкое снижение уровня представительности российской делегации по сравнению с предыдущими форумами. "Очень жалко, что Путин не приехал в Давос, одно политическое выступление там стоит пяти поездок за рубеж", - уверен посетивший форум заместитель директора Института Европы Сергей Караганов.

Причина российской "непредставительности" в том, что в данный момент Москве приходится решать задачи иного порядка. Пока развитые страны обсуждают, как подтянуть до нового технологического уровня рынки сбыта и дешевой рабочей силы, расположенные в развивающихся странах, Москва вынуждена договариваться об условиях обслуживания внешнего долга.

С другой стороны, Россия в силу множества факторов вполне может стать одним из лидеров процесса "корректировки" глобальной экономической модели и, таким образом, заметно поднять свой международный рейтинг. Не исключено, что, чем заметнее будет вклад Москвы в разрешение глобальных противоречий, тем легче будет даваться решение технических вопросов вроде сроков платежей по долгам.