Закон раздела

Максим Рубченко
5 февраля 2001, 00:00

Грядет революция в правовом режиме соглашений о разделе продукции

На прошлой неделе сделан важнейший шаг в развитии соглашений о разделе продукции в России: 23 января в Госдуму внесен проект главы Налогового кодекса, целиком посвященной вопросам налогообложения участников СРП. Законопроект внесен группой депутатов, однако, как стало известно "Эксперту", в работе над ним принимали участие представители крупнейших отечественных и зарубежных нефтяных компаний, эксперты консалтинговых фирм "большой пятерки", а также представители Минфина, МНС и ГТК.

Итогом работы стал документ, устраняющий львиную долю существующих проблем на пути реализации соглашений об СРП. Например, действующий Закон об СРП предусматривает освобождение инвестора от всех налогов, кроме налога на прибыль и платежей за пользование недрами. Однако на практике участники этих проектов вынуждены были платить еще и региональные и местные налоги, отменить которые федеральный закон не в силах. Авторы нового законопроекта нашли изящный выход из этой ситуации: повторив, что участники СРП освобождаются от большинства федеральных налогов, они внесли в текст положение, согласно которому инвесторы в проектах, осуществляемых на условиях раздела продукции, не являются плательщиками региональных и местных налогов. Кто является, а кто не является плательщиком тех или иных налогов, устанавливает Налоговый кодекс, так что никакого нарушения прав законодателей в регионах не произошло, а результат налицо. Двумя строчками закона была решена проблема, попортившая немало крови участникам первых российских СРП.

Мало того, их избавили и от других поборов со стороны региональных и местных властей. Дело в том, что, как показывает практика первых российских СРП, чиновники на местах то и дело требуют от инвесторов дополнительных платежей в бюджеты под видом разного рода фондов развития, поддержки и так далее. Например, участники сахалинских проектов вынуждены регулярно отстегивать немалые суммы в так называемый фонд развития Сахалина. Теперь в тексте закона есть положение, согласно которому условия соглашения о разделе продукции не могут предусматривать каких-либо платежей инвестора в федеральный, региональные и местные бюджеты за исключением разовых платежей (бонусов), уплачиваемых при их заключении.

Впрочем, было бы несправедливо утверждать, что авторы документа не беспокоятся о состоянии государственной казны. Для примера можно привести странное на первый взгляд положение законопроекта, согласно которому "при наличии соответствующих объектов налогообложения инвестор уплачивает при выполнении соглашения акцизы на легковые автомобили, алкогольную продукцию, табачную продукцию и ювелирные изделия, а также налог с продаж". Как рассказывают разработчики текста, этот абзац вызвал шок у представителей зарубежных нефтяных компаний: "Ребята, вы о чем пишете? Вы что, думаете, что мы в рамках СРП займемся розничной торговлей водкой и бензином?" Их быстро успокоили, что в отношении западных партнеров никаких сомнений нет. Но тут же объяснили, что наши соотечественники со стопроцентной вероятностью попытаются использовать предусмотренные для СРП льготы в своих корыстных целях, с добычей полезных ископаемых никак не связанных. "Если мы не внесем такой пункт, - просвещал наивных иностранцев представитель ГТК в рабочей группе по подготовке документа, - то сразу после принятия этого закона все импортные автомобили будут завозиться в Россию через Сахалин. А через год в рамках СРП наши люди застроят бензоколонками всю Россию и будут торговать бензином без акциза". По свидетельству очевидцев, предприимчивость россиян произвела глубочайшее впечатление на иностранных нефтяников.

Один из сложнейших вопросов, связанных с осуществлением СРП в России, - освобождение от НДС. В 1996 году, когда разрабатывались поправки к Закону об СРП, предлагалось освободить от этого налога только иностранных поставщиков. Однако президент наложил вето на тот законопроект, справедливо отметив, что в этой ситуации западные поставщики оборудования получат существенные конкурентные преимущества перед российскими производителями. Тогда было решено освободить от НДС и отечественных поставщиков оборудования для проектов СРП. Однако неравенство сохранилось, поскольку российские промышленники вынуждены приобретать сырье и материалы для своих нужд с НДС, который никак не компенсировался. Теперь эта проблема решена: отечественные поставщики оборудования для проектов СРП смогут компенсировать входной НДС даже в более льготном режиме, чем тот, который предусмотрен сегодня для экспортируемой продукции. И здесь опять пришлось сделать поправку на хитроумие российских бизнесменов. Представители налоговой и таможенной служб высказали вполне обоснованное опасение, что под видом поставок машин для СРП будут производиться поставки оборудования, не имеющие отношения к этим проектам. Для предотвращения этих нарушений была разработана специальная процедура, согласно которой инвестор СРП должен предоставить в налоговые и таможенные органы гарантийное письмо, подтверждающее, что конкретная поставка действительно предназначена для проекта СРП. Подобная процедура впервые была применена в Азербайджане, где проекты на принципах СРП осуществляются весьма успешно, и авторы законопроекта уверены, что аналогичный порядок будет благополучно работать и в России. При этом освобождение субподрядчиков проектов СРП от налога на добавленную стоимость будет осуществляться исключительно на уведомительной основе - предприятию достаточно только направить в налоговые органы соответствующее извещение с приложением гарантийного письма от инвестора проекта.

И последнее, по порядку, но не по значению, новшество, вводимое проектом главы 26 Налогового кодекса: в ней детально прописан порядок обеспечения стабильности налогового режима для инвестора. Само по себе это положение не ново: подобные декларации встречались и в Законе об иностранных инвестициях, и в стародавнем президентском указе о стабильности условий для иностранных инвесторов. Однако ни в одном нормативном документе до сих пор не было конкретных определений того, что имеется в виду под понятием "стабильность". Новый законопроект впервые в отечественном налоговом праве определяет, что ухудшение условий налогообложения может включать в себя не только дополнительные налоги, но, в частности, и изменение порядка исчисления и сроков уплаты обязательных платежей. В случае ухудшения налоговых условий инвестору согласно законопроекту предоставляется на выбор несколько возможных способов компенсации потерь: увеличение его доли в объеме добываемой продукции или уменьшение налоговых платежей, роялти и бонусов, а, возможно, и включение дополнительных потерь в возмещаемые затраты. Мало того, предусмотрено, что инвестор может просто игнорировать любые изменения в законодательстве, ухудшающие его налоговый режим. При этом выбор конкретного способа компенсации потерь осуществляет сам инвестор, ставя об этом в известность налоговые органы в уведомительном порядке.

И самое приятное - в законопроекте есть строчка, что эти льготные положения закона могут распространяться на соглашения об СРП, заключенные в течение текущего года, хотя сам закон, как предполагается, вступит в силу только с 1 января 2002 года. Если, конечно, пройдет все утверждения в Госдуме, Совете федерации и администрации президента.